• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Покровский бульвар, д. 11, корпус T, Москва, 109028

Тел.: +7-495-580-89-19

E-mail: icef@hse.ru

Как добраться >>

Руководство
заместитель директора по академическим вопросам Замков Олег Олегович
Заместитель директора по науке Никитин Максим Игоревич

«Я чувствую себя счастливой, когда развиваюсь»

Мария Логвиненко окончила бакалаврскую программу МИЭФ в 2006 году. 10 лет занималась маркетингом сначала в компании Nestle, затем в The Coca-Cola Company, а настоящее время работает руководителем направления «Услуги» в компании Avito.


- Мария, вы начинали свой карьерный путь как маркетолог?

- Я не очень люблю слово «маркетолог», потому что в России оно имеет некоторый негативный подтекст. Сегодня, к сожалению, очень мало хороших специалистов в сфере маркетинга. Свой карьерный путь я начала в бренд-менеджменте. Эта область находится на пересечении маркетинга и бизнеса, и, вопреки представлениям большинства, бренд менеджер занимается не только созданием рекламных роликов, но и определением стратегии развития бренда, разработкой продукта и его ценового позиционирования, sales-поддержкой. Бренд менеджер отвечает за финансовые показатели бренда и за потребительские инсайты, иными словами, хорошему специалисту важно понять (проанализировать), чего хотят или могут захотеть потребители. И, конечно, из всего вышесказанного вырастает рекламная поддержка продукта.

- Последние годы в Компании Coca-Cola вы занимали должность Senior Brand Manager, это следующая ступень после Brand Manager, в чем разница?

- Разница в уровнях ответственности и в задачах, которые перед тобой ставят. Они становятся сложнее, добавляются какие-то стратегические вещи, переговоры с партнерами, решение финансовых вопросов. Но основная разница для меня была в том, что мне пришлось отвечать уже не только за себя, но еще и за подчиненных, которых необходимо мотивировать и развивать. И чем выше должность, тем больше у тебя проектов, выходящих за рамки твоих непосредственных обязанностей. Например, одна из моих задач заключалась в том, чтобы, совместно с коллегами из штаб-квартиры Coca-Cola и агентствами-партнерами, понять, что значит «счастье» для русского человека. Конечно, то, как счастье понимает русский человек, сильно отличается от американского понимания.

- И в чем заключается эта разница?

- Американцы и, вообще, люди, воспитанные в западной культуре, считают, что счастье находится внутри человека, счастье в тебе. И каждый человек имеет полное право на счастье, имеет право быть счастливым. Это убеждение даже прописано в американской Конституции. Для русского человека счастье скорее возможно через страдание, мы не можем быть счастливыми, пока не побудем несчастными. Загадка русской души. Наше счастье все время находится где-то «там», вовне, это судьба. И ты, если очень повезет, можешь с ним столкнуться. И ничего от человека, как правило, не зависит, а раз так, то и прилагать какие-то усилия по достижению счастья не стоит. Но это традиционное восприятие и сейчас, конечно, у современных молодых людей более активный подход в преследовании своего счастья и определении своей роли в его достижении.

- А что такое счастье лично для Вас?

- Я чувствую себя счастливой, когда развиваюсь, постигаю что-то новое, когда есть цель, будь то в работе или личной жизни. Я счастлива, когда у меня есть интересный проект, который меня увлекает и захватывает.

- И такой проект сейчас, конечно, есть?

- Сейчас все мои силы сконцентрированы на том, чтобы добиться успеха в Avito и вывести направление, за которое я отвечаю, на новый уровень. Для меня переход в Avito – большая перемена в жизни, потому что я сменила не только сферу деятельности, с маркетинга на развитие бизнеса, но и направление самой компании. Ушла из FMCG (товары повседневного спроса) в IT. Сейчас я учусь в ускоренном режиме. Первый месяц в Avito для меня был как crash course тех базовых вещей и понятий, которыми каждый день оперируют сотрудники IT компаний. В Avito я развиваю одно из направлений компании – «Услуги» - это когда ты можешь выбрать и заказать, например, ремонт, переезд, уборку, курьера on-line. Данное направление пока в зачаточном состоянии в России, особенно в регионах, ведь такого рода услуги обычно находят по знакомству. Моя задача – разработать и претворить в жизнь стратегию развития «Услуг», которая бы позволила реализовать огромные возможности этого направления.

- После окончания МИЭФ вы сразу пошли работать?

- Я начала подрабатывать еще на первом курсе института, у меня хороший английский и я, будучи студенткой, устроилась ассистентом-переводчиком иностранных режиссеров, которые приезжали в Москву снимать рекламные ролики. Так я познакомилась с сотрудниками рекламного агентства Publicis United. И в какой-то момент они пригласили меня вести проект, я тогда училась на 3 курсе в МИЭФ. После этого проекта меня зачислили в штат. Я работала с утра до вечера, в обеденный перерыв бегала на лекции, ночью готовила домашние задания. Я, можно сказать, была белой вороной в МИЭФ в том смысле, что после окончания института решила заниматься маркетингом. Большинство моих однокурсников ушли в инвестиционные банки и консалтинг.

- Вам сложно было определиться с выбором профессии?

- Нет, меня посетило озарение еще в детстве. В старших классах школы я начала читать журнал «Секрет фирмы». Помню, там была большая обзорная статья, в которой описывались обязанности бренд менеджера, и у меня в голове все встало на свои места.

- Почему вы решили поступать в МИЭФ?

- Тут три причины. Во-первых, потому что выпускники бакалавриата МИЭФ получают два диплома – российский (НИУ ВШЭ) и британский (Лондонский университет). Диплом Лондонского университета вызывает огромное уважение у работодателей, коллег и друзей. Во-вторых, обучение, преимущественно, ведется на английском языке. В-третьих, западный подход к составлению учебного плана, расписанию занятий и отношению к студенту. Меня всегда сильно смущал российский подход в образовании, когда в тебя формально впихивают какие-то знания, ты зазубриваешь тексты наизусть, сдаешь экзамены и свободен. В МИЭФ нас учили думать и выражать свои мысли, исследовать вопрос, цифры, проводить анализ. И кроме этого, в МИЭФ учили говорить и правильно писать, излагать мысли так, чтобы продать свою точку зрения. И это самые ценные навыки, которые я вынесла во время обучения в МИЭФ, их я использую в работе каждый день.

- Вам было легко перейти на английский язык обучения?

- Да, я училась в специализированной английской школе, два месяца жила в Америке, поэтому английский язык для меня не был проблемой. Наоборот, мне доставляет огромное удовольствие говорить на английском, это мой первый язык (после русского, конечно), а МИЭФ помог разобраться в профессиональной терминологии. У меня вообще есть склонность к изучению иностранных языков. Поскольку сейчас я работаю в компании со шведским менеджментом, мне интересно разбираться в основах шведского языка. Думаю, чтобы понять людей, с которыми ты работаешь, необходимо знать их язык, культуру, психологию. Вообще работа с представителями другой культуры очень обогащает мировоззрение, учит новому. И если говорить про рабочую этику, нам есть чему поучиться у немцев, англичан, шведов и в целом у европейцев. Они очень организованные, много знают, любопытные, не ленивые, не перестают «копать» и тебя держат в тонусе постоянно.

- Ваша карьера в России проходит исключительно в зарубежных компаниях, это осознанный выбор?

- Конечно. На данный момент я не представляю себя в российской компании. Потому что менталитет и рабочая этика там совершенно другие и в маркетинге это более очевидно, чем в других отраслях. С точки зрения маркетинга я не вижу ни одной российской компании, в которой я смогла бы получить такой опыт и знания, какие получаю в иностранных компаниях.

- А работать за границей?

- Такую возможность я рассматривала, но в итоге приоритезировала развитие карьеры в России.

- А в какую страну вы бы согласились поехать не только работать, но и жить?

-Скорее всего, в Великобританию, у меня там много друзей, да и интересных возможностей тоже. Если не Великобритания, то Франция или Испания. Я знаю французский и испанский языки, поэтому мне было бы гораздо легче адаптироваться именно в этих странах.

- У вас очень насыщенный рабочий график и мало свободного времени, как удается его эффективно распределять?

- Хорошее планирование календаря. Так случилось, что с переходом в Avito я многое поменяла в своей жизни. Например, занялась спортом, пошла на плавание, стала более активно заниматься теннисом, чаще встречаться с друзьями. Вообще мой круг общения расширился. Ключ к успеху – планировать каждый день; мой календарь расписан с 8 утра до 10 вечера, включая выходные, на две недели вперед. Иначе я просто не смогу планировать свою жизнь. Но, конечно, спонтанность иногда тоже нужна, процентов на 30%. Если больше, мне уже некомфортно, потому что рисков и адреналина мне хватает на работе. В жизни сюрпризы люблю «принимать» дозировано.

- В Avito у вас появилось больше свободного времени?

- Нет, я сейчас очень много работаю. Просто для меня перемены в какой-то одной сфере влекут за собой перемены и в остальных сферах моей жизни. Я глубоко убеждена, что «под лежачий камень вода не течет», и я чувствую моменты, когда нужно что-то поменять. Наверное, поэтому решилась расстаться с благополучной карьерой в компании Coca-Cola и погрузиться в совершенно новую для меня отрасль.

- А что для вас является наилучшим отдыхом?

- По-разному. Я очень люблю ходить, включаю музыку и гуляю по паркам, вдоль реки. Могу встретиться с друзьями, но мне также необходимо подпитывать силы в одиночестве. С 15 лет я вышиваю большие картины, в среднем на работу уходит три года, потом дарю их семье. Я сажусь вышивать и для меня это как медитация; буквально терапевтическое действие оказывают цвета, а в одной вышивке их больше ста. Еще я играю на пианино, подбираю на слух, пою. Периодически езжу смотреть на соревнования по большому теннису, так как очень люблю этот вид спорта.

- В институтах скоро начнутся вступительные экзамены, какой совет вы бы дали ребятам, которые еще только определяют свою будущую специальность?

- Выбрать то, чем реально интересно заниматься. Многие идут по принципу «папа сказал» или «вся семья училась на врача и я пойду», есть еще вариант - «легко поступить». Но если человек поступает в институт не для галочки, важно понять, что нравится, какая деятельность доставляет удовольствие, а дальше, наверное, нужна удача.

Анастасия Чумак, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ
Интервью на английском языке >>>