• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Покровский бульвар, д. 11, корпус T, Москва, 109028

Тел.: +7-495-580-89-19

E-mail: icef@hse.ru

Как добраться >>

Руководство
заместитель директора по академическим вопросам Замков Олег Олегович
Заместитель директора по науке Никитин Максим Игоревич

«Не жалею о времени, которое я провел в МИЭФ»

Андрей Опарин в свое время не побоялся взять кредит на обучение в бакалавриате МИЭФ. Сейчас он работает в компании O1 Group на позиции финансового аналитика, а в будущем рассматривает возможность уехать учиться на MBA.


— Как получилось, что ты поступил в МИЭФ?

— Моя история не из простых. Изначально я поступал в МИЭФ: как-то сразу был на это настроен, к тому же моя сестра училась в Вышке, я хорошо знал язык и был практически уверен, когда начал готовиться в одиннадцатом классе, что с вузом определился.

Но потом, так получилось, что я принял участие во Всероссийской олимпиаде по исследовательским работам и, по ее результатам, получил право на обучение на бюджетном месте в Финансовой академии. Я был уверен, что туда поступил, мне вручали награду в колонном зале... Когда же я пришел подавать документы, уже в июне, мне сказали, что в поступлении отказано — я был, мягко говоря, немного шокирован таким развитием событий. Мы начали разбираться — оказалось, в положении об олимпиаде было прописано «1-2 бюджетных места». Соответственно, другого человека зачислили, а меня нет. Но у меня все-таки было время сдать олимпиаду в Вышку, а один экзамен, по русскому, я сдал в виде ЕГЭ. Я набрал проходной балл и решил, что уж, наверное, это судьба, что все так сложилось: Вышка — значит Вышка.

Правда, скидку мне получить не удалось, и с оплатой обучения возникли вопросы. Я оказался в подвешенном положении, так как на тот момент таких денег не было. Мы поговорили с семьей и решили, что, чем терять год, лучше пойти учиться, куда я хочу, и воспользоваться программой образовательного кредитования.

— Что собой представляет эта программа?

— Общая сумма кредита в районе $45 000 бралась под ставку в 10%. Огромным плюсом системы было то, что она давала отсрочку в оплате на 4 года — до окончания обучения. Кредит — до 2020 года и сейчас я понемногу начинаю расплачиваться. Курсе на втором, если я не ошибаюсь, государство приняло какое-то постановление с целью оказания помощи студентам-участникам программы — кредит стали выдавать в рублях и под меньшую ставку. В итоге эффективная ставка у меня получилась в районе 5%. Эти 5% растянуты до 2020 года. Сумма ежемесячного платежа сейчас составляет около 10 000 рублей. Сильно это не обременяет, конечно.

— Осознание того, что ты берешь кредит как-то давило во время учебы или, наоборот, было дополнительным стимулом?

— Нет, не давило. Я сразу поставил себе цель получить скидку на оплату обучения по результатам учебы и дальше уже самостоятельно разбираться со сложившимися условиями.

— Получилось?

— Да, после первого курса я получил скидку на оплату обучения и сохранил ее до конца бакалавриата. Мне сразу стало спокойнее. К тому же, все-таки семья всегда готова мне помочь.

— Как складывалась твоя карьера после окончания МИЭФ?

— Я начал работать уже на четвертом курсе, благо график занятий это уже позволял. Первоначально я думал поехать учиться в магистратуру за рубеж, как это сделали многие мои однокурсники, но в итоге отказался от этой идеи.

Мне удалось попасть в ВТБ 24, в инвестиционный департамент. Там я проработал два года, начиная со второго полугодия четвертого курса. В ВТБ я занимался паевыми инвестиционными фондами, портфельным анализом, а в феврале этого года я перешел в компанию О1 Group. Мы управляем крупным облигационнным портфелем. Работа очень интересная и большая часть ее проходит на английском. Позиция называется Financial Research Analyst.

— Почему именно ВТБ?

— Все как-то само собой сложилось: мне изначально был интересен портфельный анализ, и диплом я писал в МИЭФ по схожей теме. Конечно, я не знал, что все получится так удачно, да и случай все-таки тоже играет свою роль. Возможно, попадись мне другое предложение о трудоустройстве и согласись я на него, все сложилось бы по-другому. Сейчас я, например, в O1 Group сталкиваюсь с тем, что к нам приходят на собеседование ребята из МИЭФ, и часто чувствуется, что они просто ищут в разных местах разную работу, и я могу их понять: редко когда ты можешь определить конкретную сферу, в которой ты хочешь работать. Обычно ты просто ищешь-ищешь — и дальше развиваешься там, куда попадешь. У меня было несколько вариантов, но когда я понял, что мне было бы интересно поработать с портфелями, то выбрал именно это.

— Чем ты занимаешься в O1 Group?

— Работаю в аналитическом отделе. У нас есть несколько облигационных фондов, различающихся по соотношению риска и доходности и странам-эмитентам. В основном инвестируем в emerging markets и high yield bonds (рейтинг BB, BB-). Мы анализируем выпуски облигации по всему миру, попадающие под наши критерии, проводим достаточно скрупулезный анализ для нашего портфеля. Далее на основании нашей работы принимаются решения об инвестициях в те или иные активы. Обсуждаем, что лучше убрать, а что добавить - словом, идет такая достаточно стандартная работа над портфелем. Наш отдел пока не очень большой, но мы развиваемся, набираем людей. Честно говоря, мне интересно то, чем я занимаюсь, особенно учитывая тот факт, что все идет на английском, в том числе совещания. Есть и экспаты, некоторые из них входят в руководство компании.

— Ты попал в компанию через выпускников МИЭФ?

— Нет, я устроился через формальные каналы. Подавал резюме в разные места, поняв, что в ВТБ развиваться уже дальше некуда. А вот уже после трудоустройства, когда начал знакомиться с коллегами, встретил там выпускника, который закончил МИЭФ на год раньше. Я пришел, сел за рабочее место, смотрю: знакомое лицо. Сейчас это человек, с которым я непосредственно работаю в аналитической команде.

— График работы у тебя нелимитированный?

— Нет, это все-таки не инвестиционный банкинг, а asset management. В этой сфере часы поменьше: слишком уж сильно меня не грузят и на выходных я тоже не работаю. Мой стандартный график — с десяти утра до девяти вечера. Относительно небольшой размер компании (по сравнению с ВТБ) имеет и свои плюсы: можно легко обо всем договориться, если нужно взять отгул или уйти в отпуск.

— Чем тебе интересна эта сфера?

— Это сложно объяснить. Приятно, когда ты вместе с командой аналитиков сначала долго-долго выбираешь инвестицию для портфеля, и она потом в итоге «выстреливает». Одновременно это достаточно комфортный баланс работы и личной жизни — для себя я решил, что работать нон-стоп в будни и по выходным я не готов.

— Насколько пригодилось то, чему учили в МИЭФ?

— Конечно, очень сильно пригодился английский язык, хотя я достаточно активно изучал его еще в школе, ездил в Англию на разные курсы. Очень помогло знание лексики из профессиональных дисциплин: корпоративных финансов, макро- и микроэкономики, количественные финансов и особенно — из бухгалтерского учета. По работе мне приходится довольно активно просматривать отчетность различных компаний. Без базовых знаний, которые дает МИЭФ, мне было бы тяжеловато. Кроме того, я сдавал CFA — это почти необходимый экзамен для моей позиции, а его программа, по крайней мере первой ступени, почти полностью совпадает с программой бакалавриата МИЭФ. Грубо говоря, это своего рода «экстра-выжимка» из того, чему нас учили четыре года. Готовиться к экзамену я начал еще до трудоустройства в O1 Group, и то, что на момент прохождения собеседования я был, что называется, погружен в предмет, оказалось хорошим подспорьем.

— После того, как ты поступил в МИЭФ, прошло шесть лет. Как в итоге оцениваешь это решение?

— Я не жалею о времени, которое я провел в МИЭФ. Хотя, честно скажу, мне было непросто учиться, и каждый год я прилагал усилия для того, чтобы сдавать все предметы без задолженностей и сохранять скидку. Но это хорошая подготовка к дальнейшей карьере и в плане языка, и в плане предметов, и в плане диплома. Есть отличная возможность поступить в магистратуру за рубежом после окончания МИЭФ. У нас был сильный курс и человек восемь или десять остались учиться и работать в Лондоне — и это только один город, не считая других стран Европы и США! Народ разлетелся буквально по всему миру, и я с удовольствием ездил ко всем «в гости». Вообще, самое главное, это люди. Со многими ребятами мы общаемся до сих пор, видимся, отдыхаем вместе. Думаю, это один самых главных плюсов МИЭФ, а может быть, и самый главный. Люди, компания людей, которая с тобой остается, это очень важно.

— Как ты видишь свое развитие в дальнейшем, каковы твои дальнейшие планы?

— Когда я только начинал работать в ВТБ, то думал, что, раз я не поступил в магистратуру, то, после нескольких лет работы, я смогу уехать на MBA. В принципе я до сих пор не отказался от этой идеи, но, скажем так, несколько ее скорректировал. Все будет зависеть от того, как складывается моя карьера: если я буду чувствовать, что работа идет и я расту, то, наверное, вопрос о дальнейшем образовании отойдет на второй план. А так, конечно, эта идея есть: хочется и пожить, и поучиться в другой атмосфере. В этом отношении выпускники МИЭФ, которым удалось это сделать и в итоге найти хорошую работу за рубежом, стали для меня своего рода примером для подражания.

Никита Крыльников, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ