10 дней с МИЭФ: школьники Летово побывали студентами
МИЭФ провел 10-дневную стажировку для учеников десятых классов из школы Летово. В ней приняли участие 30 ребят, которые поработали в университетской лаборатории, научились решать бизнес-кейсы и познакомились с крупнейшими компаниями на российском рынке.
МИЭФ на 10 дней предложил ученикам школы Летово погрузиться в роль студентов. Для этого ребятам нужно было выбрать наиболее интересный трек – например, можно было работать над проверкой гипотез в «Международной лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики» или проводить профориентацию и решать кейсы в рамках трека «Школа-Академия». Также Центр карьеры МИЭФ предложил общий трек «Компания» для знакомства с индустрией – школьники приходили в гости в компании Kept и Ozon и непосредственно знакомились с сотрудниками, отделами, задачами и требованиями к будущим кандидатам.
День 1
Обучение началось со знакомства с кампусом Вышки на Покровском бульваре, где прошли две первые лекции. Первая была посвящена профориентированию в сфере экономики и финансов в современных реалиях рынка труда – ребята посчитали вероятность того, заменит ли робот финансиста, узнали про работу биржи и различные финансовые инструменты, открыли для себя тонкости индустрии. На второй лекции решали кейсы и изучали методологию работы с бизнес-задачами.
День 2
Учащиеся отправились в компанию в Kept (прежде была частью международной сети KPMG, но формально покинула ее 8 июня 2022 года) в Москва-Сити, заранее получив задание в виде кейса и разобрав его с тьюторами. Кейс полностью отражал суть работы консультанта Kept в рамках реальной задачи на основе исследований рынка. Задание было подробно разобрано вместе с консультантами Kept, которые выступили в роли клиентов.
Эксперт компании Kept Полина Солодчик прочла лекцию о том, как искать свое место в огромном мире доступных профессий, затем перед ребятами выступили консультанты компании, которые рассказали о специфике своей работы, а также поэтапно разобрали, как строится коммуникация с каждым конкретным клиентом.
День 3
Ребята отправились в компанию Ozon, в подразделение Ozon Fintech, также подготовив задание. Это был кейс, который они решали совместно со студентами и выпускниками МИЭФ и в ходе работы знакомились с индустрией FMCG.
Ozon Fintech является уникальной структурой с командой высокопрофессиональных экспертов, среди которых есть выпускники МИЭФ. Встреча была посвящена разбору цифровых технологий и услуг, которые предлагает компания, обновленному банковскому сектору, продуктовому и проджект-менеджменту. Перед ребятами выступили руководители трех направлений Ozon Fintech и рассказали, как знания в сфере финансов и экономики применяются в инновационном направлении и как трансформируется профессия финансового специалиста. В финале встречи прошло обсуждение домашнего задания.
Параллельно визитам в компании ребята, выбравшие научный трек, работали в «Лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики». Они познакомились с направлением и узнали о методах статистического анализа данных, затем приступили к работе над проектом по экономике. Разбившись на команды, участники проводили эксперименты, опрашивали респондентов, собирали данные, ставили и проверяли гипотезы и обсуждали свои результаты с наставниками. Трек завершился презентациями проектов перед научными сотрудниками Лаборатории. Ребята смогли попробовать себя в академической сфере, получили фидбек от руководителя Лаборатории А.В. Белянина, а также ценные книги по поведенческой экономике в подарок.
День 4
«Не важно, что я говорю, важно – как я это говорю», - весь четвертый день участники обучения пытались освоить навыки самопрезентации и коммуникации. Они учились делать перформанс, обращаться с негативом, выступать перед аудиторией и работать в командах. В результате школьники сделали несколько ключевых выводов: лучшая импровизация – это хорошо подготовленная импровизация, нужно уметь рассказать свою идею и за 30 секунд, и за час, вести идею сквозь все свое выступление и т.п.
Во второй половине дня ребята сыграли в игру «Фондовый рынок», которая симулировала настоящую биржу со сменой новостей и колебаниями цен акций.
Дни 5-9
Это время было полностью посвящено работе над бизнес-проектами. Команды обсуждали идеи с наставниками, презентовали концепции и после формулировали итоговые решения, на основе которых был составлен план реализации. Непростым, но очень важным этапом работы стал расчет юнит-экономики и построение полноценной финансовой модели проекта.
Далее прошла лекция по финансам, где школьники узнали о лучших практиках финансового моделирования и освежили в памяти ключевые финансовые метрики – это пригодилось в работе над собственным проектом. Результаты работы команд были отражены в итоговых презентациях.
День 10
Состоялась защита разработанных накануне проектов, которую можно скорее назвать представлением решений кейсов. Слушателями выступали тьюторы, лекторы и представили компаний – последние играли роль клиентов. Все решения, представленные ребятами, оказались оригинальными и взвешенными, готовыми к реальному внедрению. Оценивалась не только презентация результата и сам результат, но также и выбранный подход к решению, использование методов финансового моделирования, проработка аналогичных решений, работа с гипотезами. В результате ребята поняли, как рождаются и выходят на рынок идеи, которые его двигают и развивают.
Жюри составили представители Ozon и Kept, а также спикеры и преподаватели Вечерней школы МИЭФ. Ребята получили от жюри обратную связь и ценные рекомендации о том, какие шаги стоит предпринимать в будущих проектах. Школа завершилась вручением подарков и фотосессией в Атриуме кампуса. Также перед ребятами выступили гости из Альфа-Банк и одной из крупнейших компаний FMCG.
МИЭФ продолжит работу со школьниками в рамках этого проекта. Планируется проведение аналогичной стажировки в осенние каникулы 2022 года. Также в проекте примут участие и другие школы – ребята оставили позитивные отзывы, поскольку подобное взаимодействие университетов и школ является большим подспорьем в профориентации будущих студентов.