• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Покровский бульвар, д. 11, корпус T, Москва, 109028

Тел.: +7-495-580-89-19

E-mail: icef@hse.ru

Как добраться >>

Руководство
заместитель директора по академическим вопросам Замков Олег Олегович
Заместитель директора по науке Никитин Максим Игоревич

«Благодаря выпускникам МИЭФ я заразился любовью к корпоративным финансам»

Антон Бударов

Антон Бударов

Антон Бударов закончил бакалавриат МИЭФ в 2009 году, а сейчас является заместителем директора Департамента корпоративного финансирования Газпромбанка. В интервью он рассказал, почему Газпромбанк – не скучная госструктура, как попасть из финансистов в журналисты и обратно и что делают специалисты по M&A, когда сделка идет не по плану.

Как мои родители выбрали МИЭФ

Я шел в Вышку как в наиболее респектабельный институт, выборов у меня было несколько – я одновременно поступил на бюджет факультета менеджмента и на экономический факультет со скидкой. В какой-то момент на горизонте появился МИЭФ, произошло это благодаря моим родителям, которые видели, что мне не очень нравится предоставленный выбор. Они рассказали мне про МИЭФ, изучив его хорошенько, и убедили меня, что двойной диплом – это более интересная история, когда ты получаешь доступ к ресурсам двух сильных вузов. Это не просто университет, но также и социальный лифт. Родители видели это образование как элитарное – а МИЭФ во многом клубная история – что выделяло институт на фоне других финансово-экономических программ большим престижем.

Только спустя время я понял, что решение пойти в МИЭФ было верным, те знания, которые я получил там, мне очень сильно помогли. Оказалось, что с точки зрения практикоориетнтированности, близости фундаментального образования к бизнесу, в середине 2000-х аналогов у МИЭФ практически не было.

В чем особенность обучения в МИЭФ

Образование в МИЭФ учит тебя выполнять задачи именно с нацеленностью на практический результат. В МИЭФ более узкий учебный план, все предметы строго регламентированы британским прикладным фокусом, при этом изучаются с академической глубиной. Многие мои однокурсники с успехом развиваются в академическом направлении, поскольку МИЭФ прививает самостоятельность, учит постигать новое, копать и добывать навыки для решения конечной задачи. Это очень полезный навык для исследователя и первопроходца.

К нам приезжали преподаватели из ЛШЭ, также читать семинары приходили люди из бизнес-структур. Например, семинары по предмету «Корпоративные финансы» у нас великолепно вел Артем Архипов, который тогда работал в Сбербанке, а сейчас является одним из вице-президентов ЮниКредит Банка.

Очень запомнилась харизматичная Юлия Чекунаева, которая вела семинары по банковскому делу и корпоративным финансам, очень здорово и с юмором все раскладывала по полочкам. И Артем, и Юлия – выпускники МИЭФ, и в этом есть какая-то хорошая практическая преемственность. Они тоже были студентами и понимали, что и как нужно нам донести просто и для скорейшей прикладной пользы. Благодаря выпускникам МИЭФ я заразился любовью к корпоративным финансам и фундаментальной оценке стоимости бизнесов. Знания от реально практикующих специалистов – на мой взгляд, это то, чего Вышке в целом немного недоставало, но это было у МИЭФ.

Как я стал журналистом

После МИЭФ я попал на работу в РБК, где навыки, полученные в МИЭФ, пригодились невероятно. Я пришел туда как экономический журналист и аналитик, делал обзоры на макроэкономические события, объяснял то, как это влияет на рынки. Вторым направлением, которым я там занимался, была фундаментальная оценка компаний – это был новый продукт для РБК, который я практически сформулировал и упаковал. Как сотрудник РБК, я получил доступ к аналитике крупнейших мировых банков и исследовательских компаний, которые делали equity research и макроэкономический анализ, таким образом изучив лучшие подходы к оценке и презентации результатов аналитики. Это была классная школа.

Потом меня переманили в инвестиционный бутик Rye, Man & Gor Securities: она занималась equity research оценкой высокорискованных и высокодоходных акций второго и третьего эшелонов. Я попал на позицию equity research analyst в нефтегазовое/ нефтехимическое направление.

Как я начал работать в Газпромбанке

После нескольких месяцев работы в Rye, Man & Gor Securities меня пригласили в Газпромбанк в департамент корпоративного финансирования на позицию аналитика в M&A. Когда я туда перешел, то одновременно получил оффер от одного крупнейшего иностранного балдж-брекет банка (bulge bracket – крупнейшие в мире международные инвестиционные банки, клиентами которых обычно являются крупные корпорации, институциональные инвесторы и правительства – прим.), но передумал, поскольку был связан в том числе морально-этическими обязательствами перед новым работодателем (на всех стульях не усидишь), и остался строить карьеру в Газпромбанке. Так я работаю там с 2011 года и сейчас занимаю позицию заместителя директора департамента корпоративного финансирования. Мы в департаменте занимаемся сделками M&A и инвестициями на миноритарной основе, консультируем как внешних клиентов, так и внутрибанковские структуры.

Наше подразделение – это такой спецдесант Газпромбанка, оно гибкое, его бросают на сложные и нетиповые задачи

Такие задачи требуют быстрого оперативного реагирования в рамках работы над сложными сделками. У нас в департаменте работают уникальные сотрудники с огромным опытом работы в таких банках, как Goldman Sachs и Morgan Stanley. Меня окружают ребята из большой четверки, высококлассные рыночные специалисты, которых, хоть это и непривычно ассоциировать с госструктурами, отличает широкий кругозор и очень гибкое мышление, что позволяет принимать нестандартные решения в рамках сложных клиентских сделок.  

Почему в Газпромбанке не скучно

Многие думают, что Газпромбанк – госструктура, которая занимается скучными проектами, но спешу вас заверить, что это не так. Уникальность банка в том, что при всем достаточно консервативном отношении к риску, что свойственно банковской структуре, здесь собраны различные направления деятельности, которые могут удовлетворить карьерные амбиции многих видов специалистов.

В Газпромбанке легко себя попробовать в том числе в рискованных продуктах. Это могут быть сложные реструктуризации, LBO, M&A и т.п. Вообще банк может предложить широкий спектр направлений, которые ты со стороны не ожидаешь увидеть в госбанке, вместе с такой разной и высококлассной командой.

За три последних года Газпромбанк сильно поменялся прямо на моих глазах. Прошедшая волна трансформации повлекла изменения и в культуре сотрудников и инициировала увеличение инвестиций в человеческий капитал, развитие новых ИТ-компетенций и проектов. В банке стали сильно развиваться внутренние проекты по переобучению сотрудников, проводятся очень интересные мастер-классы для разных специалистов.

Чем занимаются специалисты по M&A

Моя позиция предполагает как генерацию новых сделок и привлечение клиентов, так и контроль проектов в работе с аналитиками и менеджерами. Мы занимаемся классическим M&A консалтингом, также инвестируем на миноритарной основе в акционерный капитал бизнесов, которые быстро и успешно развиваются. В рамках направления M&A в мои обязанности входит ведение переговоров, структурирование сделки и контроль результатов по проекту на всех этапах. Т.е. полный цикл - от генерирования идеи и привлечения клиента (инициации проекта) до получения собственником денег в рамках sell-side процессов или долей и акций, если это сделка по приобретению.

Что мне пришлось наверстывать в работе, так это навыки ведения переговоров и управления конфликтными ситуациями

Например, на одной из наших сделок собственник неосторожно в разговоре с покупателями тет-а-тет обронил фразу о слишком оптимистичных ожидаемых результатах, оппоненты его записали на диктофон, впоследствии ссылались на эту запись – нам потом пришлось тушить этот пожар, чтобы клиент получил ту оценку, на которую якобы договорился. Была также ситуация скрытого конфликта между клиентом и одним из его ключевых сотрудников, отвечавших за inhouse-M&A, который, как считалось, мог тайно сотрудничать с конкурентами по buy-side процессу за очень привлекательный актив. И нам приходилось лавировать, чтобы выполнить поставленные задачи, не допустив утечки информации и не усугубив ситуацию. Это нетипичные и не совсем рыночные истории, нужно было проявлять креативность и изобретать что-то на ходу, поскольку раньше подобные кейсы нигде в обучении не рассматривались, тогда как их порой достаточно много в такой работе.

Что действительно пригождается ежедневно, так это привитое в МИЭФ внимание к деталям, возможность работать с большим количеством информации, структурировать ее и систематизировать, очень актуальными оказались навыки чтения финансовой отчетности, способы манипуляции с ней, а также все виды оценки. Особенно эти навыки важны в начале карьеры, а дальше уже преобладает умение вести переговоры, структурировать сделки в российском и зарубежном праве, обеспечивать клиентам максимально чистый выход из актива и т.д.

Конечно, сейчас фокус нашей работы немного сместился, как и на всех финансовых рынках. Активно развивавшиеся в последние годы сегменты, связанные с IPO, ушли на второй план, снова активизировалась деятельность в рамках M&A – кто-то уходит с рынка, а кто-то готов покупать активы. Поэтому на российском рынке M&A нам сейчас есть чем заняться.

Как строить карьеру в Газпромбанке новичку

Всем нынешним студентам в начале карьеры советую – не надо бояться пробовать себя и испытывать в разных компаниях и направлениях. Не стоит думать, что на хорошую работу или в крупные компании можно попасть только по знакомству. Мы в свое время искали стажеров в Газпромбанк именно через Карьерный центр МИЭФ, так что студент при желании может к нам попасть, даже не заходя на hh.

После стажировки, если студент показывает себя вдумчивым, внимательным к деталям, креативным, он нередко остается у нас работать. На собеседовании стоит себя показывать проактивным человеком с широким кругозором. Нам, например, будет интересно услышать, как вы видите различные сектора экономики с точки зрения инвестиционной привлекательности на различных горизонтах в разных странах, и в целом увидеть глобальное мышление, которое характерно для членов сообщества МИЭФ.

Однако Газпромбанк, на мой взгляд, – не та компания, где можно быстро сделать головокружительную карьеру, здесь по ряду направлений почти нет текучки, ротация кадров не очень высокая, но вместе с тем люди, которые себя хорошо показывают, могут добиться многого и стать очень сильными и востребованными сотрудниками.

С точки зрения способов мышления и навыков, которые развивает международное образование, выпускники МИЭФ являются ценными кадрами и в плане адаптивности. Например, такие люди умеют вести исследования и использовать разные подходы и допущения, критически мыслить, их знания – не голые фундаментальные истины, а крепкие прикладные навыки.