• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Покровский бульвар, д. 11, корпус T, Москва, 109028

Тел.: +7-495-580-89-19

E-mail: icef@hse.ru

Как добраться >>

Руководство
заместитель директора по академическим вопросам Замков Олег Олегович
Заместитель директора по науке Никитин Максим Игоревич

«Преподаватель – не хранитель сакральных знаний, а просто старший товарищ»

«Преподаватель – не хранитель сакральных знаний, а просто старший товарищ»

© Михаил Дмитриев/ НИУ ВШЭ

Выпустившись из бакалавриата МИЭФ в 2017 году, Олег Собченко вернулся в университет в качестве преподавателя по курсу «Корпоративные финансы». Сейчас он является специалистом по продажам финансовых продуктов в корпоративно-инвестиционном блоке Банка ВТБ. В интервью Олег рассказал, зачем сотруднику банка преподавать, как студенту не разочароваться в погоне за «успешным успехом» и победить нейросети в борьбе за рабочие места.

Вы поступали в 2013 году, когда все было хорошо. Какие мотивы привели вас в МИЭФ?

Все познается в сравнении – в 2013 году мне казалось, что я поступал не в самое лучшее время, а сейчас оно кажется фантастическим. Выбирая вуз для обучения, я ориентировался в первую очередь на свой интерес к экономике, которую нам здорово преподавали в школе. Я и сейчас уверен, что это современная и практическая дисциплина с довольно доступной математической составляющей.

Экономика содержит массу английских терминов, и мне казалось логичным изучать ее на языке-оригинале. МИЭФ дает такую возможность, что очень важно для экономистов и финансистов международного уровня, так что выбор был несложным. Огромное спасибо моим родителям, что поддержали меня в этом. 

Трудно было учиться?

Как минимум нелегко, даже с учетом того, что экономику я изучал с 9 класса. В МИЭФ я понял, что надо много и усердно работать и не бояться новых вызовов. Учеба в школе мне всегда казалась простой, МИЭФ перевернул мое сознание и воспитал трудоспособность. Наши студенты очень амбициозны – в МИЭФ поступают много победителей олимпиад и обладателей высоких баллов по ЕГЭ с уверенным английским. Такое окружение в условиях острой конкуренции заставляет тебя каждый день стремиться быть лучше. Это огромный плюс к твоей дальнейшей карьере и фундаментальный жизненный навык. 

В МИЭФ я усвоил базовое правило: если хочешь расти быстрее других – работай больше других

Когда тебе 18 лет, и ты сменил школу на университет, то в начале многого не понимаешь. Первые месяцы студент живет всецело впечатлениями от того, что его окружает. Вышка играет огромную роль во взрослении человека как университет мирового уровня, здесь учатся крутые ребята, интерес которых поддерживают крутые преподаватели. Теперь есть еще и новый кампус, и я по-хорошему завидую нынешним студентам. Жаль, что пандемия не позволяет бывать в кампусе каждый день.

До сих пор вспоминаю, как на 1 курсе преподаватели просили обращаться к ним на «ты», будто они наши товарищи. Для меня это было разрывом шаблона, так как до этого мое представление об обучении было более формальным и консервативным. В Вышке я будто попал в новую галактику, где по любому вопросу не только можно, но нужно было формировать свою позицию.

© Михаил Дмитриев/ НИУ ВШЭ

Я преподаю в МИЭФ уже пятый год и до сих пор настаиваю на том, что преподаватель – не хранитель сакральных знаний, а просто старший товарищ, который прошел тот же путь, что и студент, но на конкретном этапе знает чуть больше. Он направит в изучении предмета и поддержит в трудностях. Однако все остальное ты делаешь сам, и вот это осознание ответственности за собственные успехи – еще один огромный плюс, который дает почувствовать наш университет в полной мере. 

В чем, на ваш взгляд, главная функция преподавателя?

В период пандемии самообразование как никогда важно. Преподаватель больше не является человеком, просто рассказывающим у доски определенное количество материала. Для меня, например, как преподавателя важна мотивация студентов – в числе прочего ты должен вызывать у ребят интерес к дальнейшему изучению дисциплины. Пара в неделю для любого занятия – это крайне мало, необходимо не только успеть обсудить самое необходимое, но и заложить у студента желание узнать больше, когда тот выйдет за пределы аудитории. 

Что повлияло на ваше профессиональное самоопределение и выбор специализации?

На первом и втором курсе я вообще не задавался этим вопросом – у меня была очень насыщенная студенческая жизнь. А на третьем курсе понял, что пришло время начинать заботиться о приближающейся карьере. Тогда я успешно поступил на стажерскую программу одной из компаний «большой четверки» в команду корпоративных финансов. Это были мои первые недели в офисе Москва-Сити, и атмосфера, конечно, очень вдохновляла. Деятельность отдела стала тем фактором, который сыграл роль в выборе направления и моей нынешней специализации.

Почему студенту МИЭФ так важно попасть в «большую четверку», «тройку»? В международные компании вообще?

Дело не тройке, четверке или международном статусе – у нас также есть прекрасные работодатели. Просто новичку легче начинать в таких компаниях, которые умеют работать с молодежью – там можно очень многому научиться. Тем более твои однокурсники, старшекурсники и выпускники уже чего-то достигли или стремятся взять самую высокую планку, располагая компетенциями, которые могу удовлетворить запросы и российских, и зарубежных компаний.

Когда ты с первого дня учебы в МИЭФ слышишь про крутые сделки, то хочется как можно быстрее это испытать на себе

Стажировка в крупной компании учит не только конкретным навыкам, но также пониманию того, как выглядит рабочий процесс, что значит работать на результат, что такое ответственность. 

Это не очень простая концепция для мышления студента, который привыкает жить от оценки к оценке. Поэтому практика в каком-то смысле ломает привычную оптику и задает новую планку для роста. Знания начнут укладываться в систему каждодневного распределения задач для себя и команды. Разумеется, первый опыт стоит получать в наиболее благоприятной для этого среде.

Как насчет «успешного успеха»? Этот феномен часто вызывает фрустрацию у студентов, которые, например, не получили сразу оффер в компанию мечты.

Это происходит довольно часто, к сожалению. На мой взгляд, в любой работе нужно ставить себе адекватную планку и стараться делать работу хорошо, медленно, но верно шаг за шагом превосходя свою старую «версию». 

Про Олега Собченко:

В 2017 году Олег окончил бакалавриат МИЭФ НИУ ВШЭ и Лондонского университета с дипломом I степени. Во время учебы был членом сборной НИУ ВШЭ по плаванию и трижды приводил МИЭФ к чемпионству. С 2018 года работает в Банке ВТБ, где в настоящий момент занимает должность ассоциата в Департаменте продаж продуктов финансовых рынков. С 2017 года преподает «Корпоративные финансы» в МИЭФ.

Я всегда советую студентам смотреть за пределы своей специализации, исходя из ситуации в жизни, в мире – образование Вышки дает массу полезных навыков, которые применимы в других областях. То, что вы сейчас учите, безусловно важно, но если с таким же системным подходом, дисциплиной и аналитическими навыками подойти к новой области, будь то музыка или психология, будет шанс ее освоить. 

У вас, например, не было желания выйти из сферы финансов?

До сих пор такого желания не возникало. Я прекрасно себя чувствую в больших компаниях и в своей специальности. Мне очень комфортно в четко выстроенных процессах, где определены цели и задачи, и результаты работы разных команд синхронизированы. Предпринимательство и собственный бизнес – для меня большой риск, пока мне это не близко. 

© Михаил Дмитриев/ НИУ ВШЭ

Что побудило вас начать также и преподавательскую карьеру?

Мои родители по образованию преподаватели, быть может это также сыграло роль профессиональной преемственности. Преподавать я начал еще на третьем курсе МИЭФ, когда там открылась вечерняя школа. Я вел собственный курс из нескольких глав по макро- и микроэкономике, посвященных рыночной неэффективности. Мне очень нравилось делиться с ребятами собственными, уже проверенными знаниями, и помогать им готовиться к изучению схожих дисциплин на студенческом уровне. 

После того, как я начал работать именно в области корпоративных финансов, что совпало с изучением этого курса в МИЭФ, мне стало интересно сфокусироваться на этом направлении. Тема диплома также была связана с корпоративными финансами, но мне хотелось идти дальше и делиться опытом. Не дождавшись еще результатов лондонских экзаменов (в МИЭФ результаты международного экзамена Лондонского университета объявляют выпускникам в августе – ред.), я пришел к лектору, попросил присоединиться к команде – после ряда собеседований в сентябре я уже начал вести семинары. Было очень интересно, еще не потеряв связку со студенческим мышлением, адаптировать курс и улучшать материал для понимания слушателей.

Как можно было бы улучшить сотрудничество между университетами и бизнесом, в частности, на примере Банка ВТБ и Вышки?

В банке я активно работаю с молодыми специалистами и участвую в их отборах. На интервью регулярно слушаю шаблонные ответы на вопросы, подобранные где-то в блогах с лайфхаками. Часто у студентов отсутствует понимание того, куда они собираются пойти работать, и что они там будут делать. В свою очередь они не знают, где могут получить наиболее компетентные знания о будущей профессии, поскольку они не являются частью обязательной вузовской программы.

Университетским программам могла бы помочь система разделения на теоретическую и практическую

Практическую часть обязательной программы было бы резонно составить из курсов от прикладных специалистов – представителей банков, компаний-партнеров, фондов, консалтинговых компаний. Сейчас же вся практикоориентированная деятельность в университете носит факультативный характер и преподается по вечерам. 

Это естественно, что у Вышки, как исследовательского университета, есть цели, связанные с поддержанием и развитием академического статуса. Но если наладить тесную работу с партнерами-практиками, они были бы готовы в течение обычного рабочего дня читать лекции и семинары, например, онлайн. Студенты значительно серьезнее стали бы относиться к практикоориентированным курсам и не забивали на факультативы, как это происходит в данный момент. 

Расскажите, как развивалась ваша карьера в ВТБ и чем интересен этот банк для развития специалиста в финансах?

Мне нравилось работать в Банке России с деривативами и смотреть на финансовый рынок с высоты регулятора. Но в 2018 году все мы узнали слово «санкции», активность на рынке изменилась, некоторые сделки было трудно отследить.

Изначально работа деривативного аналитика меня интересовала с точки зрения анализа структуры транзакций и их наиболее «чистого» исполнения. Для оперативного информирования руководства о природе сделок нужно было связываться с трейдерами из конкретных банков, и мне безумно понравилось с такое общение. Я понял, что меня куда сильнее привлекает коммуникация с клиентами и закрытие сделок, нежели мониторинг всего рынка.

© Михаил Дмитриев/ НИУ ВШЭ

Захотелось поменять направление развития, и я начал искать позицию сейлза. В 2018 году я перешел в Банк ВТБ в Департамент продаж продуктов финансовых рынков, и сейчас в мои обязанности входит общение с клиентами для удовлетворения их финансовых потребностей.

Как в банковском секторе работает принадлежность к сообществу выпускников Вышки?

Вообще выпускников Вышки на финансовом рынке очень много. Когда ты только вышел из университета, думаешь: какой огромный финансовый мир! Потом быстро понимаешь, что на самом деле он довольно тесен, потому что постоянно сталкиваешься с одними и теми же людьми. На сделках часто узнаешь, что твой коллега или клиент – выпускник той или иной финансовой программы Вышки. Это очень классно, поскольку повышает качество коммуникации – включает личную связь помимо профессиональной и, безусловно, благоприятно сказывается на бизнесе. 

За время работы в ВТБ я убедился, что в каждую волну набора сотрудников мы нанимаем кого-то из МИЭФ. Могу сказать, что уровень их подготовки существенно отличается от большинства конкурентов. Иногда я присутствую на онлайн-интервью кандидата с другими менеджерами и слушаю «в пол уха», но вдруг ловлю себя на том, как здорово наш собеседник попадает в ответы. Потом смотрю резюме – точно, МИЭФ! 

Как думаете, традиционная банковская система уступит криптовалютным? Как в цифровом веке найдут себя будущие выпускники финансовых программ?

Представить себе жизнь без кэша трудно, это было бы фундаментальным сдвигом в жизни цивилизации. Безусловно, банки тоже меняются, но они точно не умрут в ближайшее время, поскольку занимаются не только проведением платежей. Это сложные институты, в функции которых в том числе входит перераспределение рисков внутри экономики. Эту функцию никто кроме банков пока взять на себя не может.

Студентам не стоит беспокоиться о том, что их компетенции «недостаточно» релевантны финтеху, в основе которого лежат традиционные финансово-экономические инструменты. Например, есть мнение о том, что аналитиков заменит ИИ. Уверен, что этого не произойдет, поскольку по факту собранных и автоматически обработанных нейросетью данных нужно вынести адекватное решение на основе определенного, личного и профессионального, опыта. Сотрудникам клиентского блока не стоит думать о том, что функцию коммуникации возьмут на себя роботы – пока на стороне клиента есть человек, в банке тоже будет человек.

© Михаил Дмитриев/ НИУ ВШЭ

Пока мы все чувствуем некоторое раздражение от общения с «голосовыми помощниками», и сейчас ты порой скучаешь по живому общению с человеком, а не роботом. 

Многие выпускники МИЭФ находят себе применение в зарубежной или глобальной экономике – почему вам комфортно здесь с международным дипломом?  

Выпускники МИЭФ достаточно конкурентны для того, чтобы преуспеть и в России, и за рубежом. У них больше выбора, чем у других специалистов, дальше – решают личные предпочтения. Важно понимать, чего вы хотите от жизни и исходя из этого принимать решение, где жить и работать. Для себя я не исключаю возможности переезда в будущем. Наши ребята живут и работают в самых разных локациях, и я рад, что им удается создавать крепкую международную сеть выпускников Вышки.