Международный институт экономики и финансов

«Мне посчастливилось найти себя как специалиста благодаря сообществу выпускников МИЭФ»

Артур Мешковский

Артур Мешковский

Артур Мешковский поступил в магистратуру МИЭФ в 2013 году после бакалавриата Стокгольмской школы экономики (филиал в Риге). Сейчас он занимает позицию количественного аналитика в команде XVA в лондонском офисе банка MUFG. В Интервью Артур рассказал, как найти идеальную магистерскую программу на стыке технического и финансового, в чем польза «семейного» сообщества МИЭФ, чем занимаются кванты и где финансисту научиться работать с данными.

Как я полюбил экономику

Честно говоря, в школе экономика меня совсем не привлекала, нравились математика, химия, физика и физкультура. Я думал поступать на химические технологии в политехнический университет, потом на менеджмент и даже подавался в морскую академию на штурмана. Но, в конечном счете, роль сыграла популярность университета, я выбрал «модный» вуз — Стокгольмскую школу экономики, которая является филиалом знаменитого европейского университета в Прибалтике. Это довольно камерный вуз, всего три года обучения, одна программа, около 120 студентов на курсе. Образование, которое здесь дают, действительно международного уровня, поэтому я поступал скорее не на программу по экономике, а в популярный и перспективный университет, где можно без зазрения совести заниматься математикой. 

Меня все же смущало амплуа «экономиста», но потом благодаря МИЭФ я по-настоящему увлекся экономическими дисциплинами и разглядел в них себя

Дело в том, что экономике на западе учат более гуманитарно, сокращая присутствие в программе технического элемента. В этом смысле в России учиться выгоднее, если ты нацелен на развитие в количественном направлении. Позже, когда я попал в МИЭФ, то был действительно удивлен уровню математики, со мной учились выпускники мехмата и физтеха, что подтверждало качество выбранной программы. В МИЭФ у меня поднялась самооценка — я понял, что могу неплохо конкурировать с «технарями», учиться и дружить с очень сильными математиками. Это окружение реабилитировало мое отношение к экономике и очень повлияло на учебу и работу в дальнейшем. 

Как выбирал магистерскую программу

Стокгольмская школа экономики в Риге — это очень небольшой вуз, фактически семья, где фокус был смещен на работу в международных группах, состоящих из студентов из разных стран. Английский для всех нас был не родным языком, но мы привыкали пользоваться им как рабочим инструментом для профессиональной коммуникации. У нас была достаточно высокая нагрузка и такие дедлайны, что иногда приходилась работать в библиотеке по ночам. При этом не всегда оставалось время на техническое развитие. Было большое желание продолжить учебу на такой магистерской программе, где есть возможность углубить знания в области «технической экономики», больше заниматься математикой, статистикой, эконометрикой и программированием. 

Мой одногруппник на третьем курсе поехал по обмену в бакалавриат в МИЭФ, я услышал от него потрясающие отзывы об этом институте. Оказалось, что МИЭФ очень похож на наш университет, у него тоже международная программа, только с участием Лондонской школы экономики. 

Артур Мешковский
Артур Мешковский

Я думал о том, чтобы поступить в магистратуру за границей, но учиться, скажем, в Лондоне для меня было крайне дорого, на тот момент лучшей альтернативы учебе за рубежом, чем МИЭФ, просто не существовало. Меня полностью устраивало содержание программы и акцент на математических дисциплинах, кроме того это образование высокого уровня с международной квалификацией. Тогда в МИЭФ также была возможность получить квоту для иностранцев, я подал документы и прошел. 

Чем особенна магистратура МИЭФ

В магистратуре нас было около 40 человек на курсе, и это очень круто, практически личный подход к каждому студенту. Я очень подружился с преподавателем Эмилиано Катонини, который стал моим наставником в академической работе, мы много общались и вне университета, когда я уже преподавал в МИЭФ. Такие тесные, человеческие отношения, большая редкость для программ в крупных вузах, таких как Вышка. 

Помню, когда в Вышку приехал с визитом наш ректор из рижского филиала Стокгольмской школы экономики и с радостью подошел ко мне, узнав, то все были очень удивлены. Ректоры российских вузов уж точно не знают своих выпускников в лицо, просто потому, что эти вузы огромны, бакалаврские программы рассчитаны на сотни человек. Чего нельзя сказать о «камерной» магистратуре МИЭФ. Поэтому не только со студентами, но и с преподавателями здесь складывается тесное сообщество, это позволяет более качественно осваивать дисциплины и адаптироваться к международной исследовательской среде. 

Я шел в МИЭФ за двумя вещами: это признанный во всем мире диплом и техническая составляющая программы

Большинство моих однокурсников поступили сюда из технических бакалавриатов, поскольку программа изначально рассчитана на студентов с сильным математическим бэкграундом — первое время мне пришлось активно учиться и погружаться в детали. Особенно полезными для меня оказались эконометрика, которую вел Фабиан Слонимчик, и R-программирование Деана Фантаццини

Как я выбирал между наукой и индустрией

Исследовательская жизнь в МИЭФ начинается уже на первом курсе. Я выбирал направление для курсовой исходя из личных интересов и опыта — на тот момент излюбленной темой были цены на недвижимость на различных рынках. Максим Игоревич Никитин посоветовал мне поработать с Карстеном Шпренгером, который тогда заведовал Лабораторией финансовой экономики Вышки и занимался подобными исследованиями. В итоге мы очень здорово сработались, диссертацию я писал под руководством Карстена, а потом пошел работать в его лабораторию и вел с ним вместе курс для магистров. 

Я окончил магистратуру с красным дипломом, думал пойти в аспирантуру и даже выбрал себе научного руководителя — Алексея Булатова, который согласился работать со мной в аспирантуре. Но в итоге я принял решение пойти в индустрию — вернулся в Латвию и стал работать в Credit Suisse количественным аналитиком. Исследовательский опыт мне помог в качестве портфолио и в целом для того, чтобы иметь возможность работать со сложными задачами в команде очень высокого уровня.

Как подружить финансы и данные в работе

Еще в Москве я успел поработать в небольшом хедж фонде, в который меня пригласил один из выпускников МИЭФ. По задачам и по уровню участников команды это была работа высокого класса, где я получил ценный опыт. Мы использовали много машинного обучения, где я не был особенно компетентным и стал искать возможность закрыть этот пробел, кроме того хотелось продвинуться в сторону работы квантом. Выпускники МИЭФ снова мне помогли, посоветовав ШАД Яндекса. Они были авторитетами для меня в математике, к тому же хорошо понимали, как ШАД коррелирует с нашей математической базой. В итоге я получил неплохой баланс финансовых знаний с computer science, хотя, честно сказать, программ на стыке этих областей очень не хватает. 

Артур Мешковский
Артур Мешковский

Сейчас в работе квантом мне очень помогает тот факт, что в МИЭФ я научился не просто строить регрессии, но досконально понимать все формирующие экономику факторы — как и почему так происходит. Именно осознание того, что ты не просто владеешь формулами, а видишь, что за ними стоит, дало мне большой импульс в профессиональном росте.

Чем занимаются кванты

Сейчас я работаю в MUFG квантом, это очень востребованная специальность и при этом широкая. Количественным аналитиком называют практически любого, кто делает какие-либо вычисления в рисках, в трейдинге, в других департаментах банка. Например, когда я работал в Москве, мы разрабатывали алгоритмические торговые стратегии, и это также квантовая работа. 

Как правило в кванты идут выпускники, которые окончили технический бакалавриат, а потом финансовую магистратуру. Мне посчастливилось найти себя как специалиста благодаря сообществу выпускников МИЭФ, где я получил опыт работы квантом и понял, что мне действительно это нравится, что я хотел бы развиваться и дальше в этом направлении.