• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Покровский бульвар, д. 11, корпус T, Москва, 109028

Тел.: +7-495-580-89-19

E-mail: icef@hse.ru

Как добраться >>

Руководство
заместитель директора по академическим вопросам Замков Олег Олегович
Заместитель директора по науке Никитин Максим Игоревич

Софт-скилс и академическое образование: что ценят технологические гиганты в молодых специалистах

Софт-скилс и академическое образование: что ценят технологические гиганты в молодых специалистах

© iStock

Какие векторы развития принес интернет-компаниям 2020 год? В каких кадрах они сейчас нуждаются? Какие качества ищут в молодых сотрудниках? Эти и другие вопросы обсудили на круглом столе «Новые тренды интернет-бизнеса в период и после пандемии. Какие специалисты нужны сейчас интернет-компаниям», организованном МИЭФ ВШЭ. Спикерами стали выпускники института, работающие в Amazon, Stripe, СберМаркет, Ozon, Яндекс.

«Мы работаем для того, чтобы наши выпускники были успешны. И хотя они сохраняют интерес к банковскому и финансовому сектору, консалтингу, за последний год в два раза выросла доля тех, кто пошел в IT и industrial. Поэтому нам очень важны ваши мнения: как эффективнее готовить специалистов для этой сферы», – обратился к участникам круглого стола директор МИЭФ, кандидат экономических наук Сергей Яковлев.

Тема круглого стола была острой и до пандемии, а после нее она еще больше обострилась, отметила в приветственном слове Виктория Пралич, руководитель Карьерного центра МИЭФ. «Наше пристальное внимание к интернет-компаниям связано не только с тем, что все больше и больше ярких выпускников МИЭФ уходят к ним работать. Мы прекрасно понимаем, что за счет галопирующего роста, высокой конкурентной среды компании, представляющие технологический сектор, находятся в состоянии постоянных изменений, поиска и внедрения новых подходов по привлечению и удержанию талантов, их обучению внутри организации. Именно поэтому эти компании являются неким ориентиром для нас», - сказала она.

Рост в 150 раз и что делать с массивами данных

Открывавший дискуссию выпускник бакалаврской программы двух дипломов по экономике НИУ ВШЭ и Лондонского университета (BSc) 2008 года, генеральный директор «СберМаркета» Асан Курмангужин рассказал, что компания за последние три года выросла в 150 раз. Он поделился планами на будущее и вызовами, с которыми сейчас сталкиваются сотрудники СберМаркета.

«Для нас это leadership-челлендж. То есть, меньше думать о том, что делать, и больше о людях: как организовать большое количество сотрудников и замотивировать их так, чтобы они двигались в одном направлении, заряженные одной целью. Это сейчас наиболее важно для меня как профессионала и человека: развитие софт-скилс», – отметил он, подчеркнув, что в хард-скилс недостатка не испытывает.

За что я хотел бы поблагодарить МИЭФ: даже когда я учился в Гарварде и проходил курсы по финансам, у меня было такое ощущение, что я это все знаю, причем на несколько уровней глубже, из учебы в Вышке

Асан ответил на вопросы слушателей о стратегиях компании на рынке и специализированных программах по обучению сотрудников. Кроме того, каждого спикера ждал вопрос от организаторов: «Три ключевых качества, которые нужно развивать в студентах университету, чтобы они были востребованы в интернет-отрасли?». Глава «СберМаркета» назвал те, которые соответствуют ценностям компании: ответственность за результат, постоянное развитие и открытость.

Американское видение темы раскрыла Надежда Голяева (Винокурова), выпускница BSc 2004, Data Architect в Stripe. Она объяснила, что такое дата-инжиниринг и какие задачи решают специалисты в этой области: «Самая большая проблема – что с массивами данных, имеющихся у компании, делать. Их очень много и в них нужно разобраться. Этим и занимаются в дата-инжиниринге профессионалы: аналитик, инженер и Data Scientist». Спикер также отметила, что спрос на специалистов в дата-инжиниринге растет, чему коронавирус способствовал. Среди ключевых данных, необходимых в дата-инжиниринге, Надежда выделила умение работать с языком программирования SQL, коммуникационные навыки и знание статистики.

Европейская торговля смещается в онлайн

Не обошелся круглый стол и без участия крупнейших маркетплейсов. Ольга Зверева, руководитель направления стажерских программ Ozon, рассказала подробно, на какие позиции ищут стажеров в компанию. «У нас существует три направления профессий: информационные технологии, логистика, а также офисные и бизнес-подразделения. Если мы говорим о ключевых компетенциях, то это, во-первых, умение выстраивать коммуникацию в непростых условиях, ведь у нас есть высокая доля неопределенности, потому что рынок e-commerce в России только строится, и делаем это мы. Во-вторых, умение быстро обучаться, а, в-третьих, готовность брать на себя ответственность». В качестве компетенции, которая является трендом современности и будущего, Ольга назвала ориентацию на результат.

Важно не только стремиться, обучаться и быть ответственными, но и достигать результатов

О трендах и векторах развития самой компании Ozon рассказал Артем Гудов, выпускник магистерской программы «Финансовая экономика» 2015 года, руководитель направления инвестиций дирекции по корпоративному развитию и финансам Ozon. В частности, спикер упомянул быстрый рост площадки, улучшение лояльности покупателей, их увеличение, а также увеличение количества продавцов. «Благодаря Ozon многие бизнесы получили возможность продавать товары, а люди –получать их. Это сильно трансформировало компанию. Мы поняли, что наш клиент – это не только покупатели, но и бизнес. Ozon стал полноценной торговой компанией, это сильно изменило нас».

© Corp.ozon.com

Артем определил и компетенции, которые, на его взгляд, особенно высоко ценят в компании: «Из навыков я бы выделил адаптивность к изменениям, стремление создавать и готовность вкладываться в будущее компании, трудолюбие, а также инициативу и настойчивость».

Изменения, которые принесла пандемия мировому маркетплейсу, перечислил Александр Петров. Выпускник BSc 2016 года ныне трудится Data Scientist в Amazon и живет в Люксембурге. Он подчеркнул, что из-за введенных ограничений произошел не только резкий скачок спроса на продукцию маркетплейса, но изменились сами паттерны поведения людей. «В условиях невозможности делать офлайн-покупки, все были вынуждены пользоваться услугами интернет-компаний [и оценить их преимущества]. На мой взгляд, это вкупе с резким ростом спроса продолжит и даже ускорит смещение европейской торговли в онлайн-формат. Этот тренд существовал и до пандемии, но теперь из-за сильного толчка он будет только усиливаться».

Спикер отметил, что большой массив персонализированных данных, которые люди оставляют при приобретении на площадке, является важным преимуществом перед традиционными торговыми точками: «Это позволяет анализировать массив данных, применять современные алгоритмы машинного обучения и делать уникальные таргетированные предложения каждому клиенту. Это то, чем магазины, в целом, похвастаться не могут».

Возвращаясь к навыкам, необходимым молодым специалистам в быстро меняющихся условиях мира, Александр выделил умение работать в команде, правильную приоритизацию задач и инновационный подход к решению проблем.

Преимущества финансового образования

Сюрпризом для слушателей стало короткое выступление Александра Малайрева, выпускника магистратуры МИЭФ 2014, руководителя отдела Marketplace Efficiency в Яндекс-Такси. Он рассказал, развитие каких сфер IT-отрасли ускорила пандемия, а также ответил на вопрос, насколько важно наличие финансового образования у специалистов интернет-компаний.

«Если мы говорим о том, что дает МИЭФ, то это сильное академическое образование. А ведь экономическое образование само по себе дарит большое преимущество кандидатам, потому что они понимают, как функционирует экономика: что такое эластичность, как рынок реагирует на цены и т.д.», – поделился мнением выпускник.

Артем Гудов поддержал коллегу: «В Ozon очень ценится умение критически мыслить и структурированность мышления, в целом. Именно это формируют финансовые программы. У нас, например, большая часть топ-менеджмента с финансовым бэкграундом и образованием. Этот опыт и стиль мышления, формируемый на экономфакультетах и МИЭФ, в частности, сильно помогает».

Не остался без вопроса и сам институт. Александр Малайрев поинтересовался, планирует ли МИЭФ отвечать вызовам рынка и углублять знания своих студентов в области IT. Олег Замков, заместитель директора МИЭФ по академическим вопросам, заверил бывшего студента, что такая работа ведется уже давно.

Олег Замков, заместитель директора МИЭФ по академическим вопросам, кандидат экономических наук

Олег Замков, заместитель директора МИЭФ по академическим вопросам, кандидат экономических наук

В этом году мы ввели новый курс машинного обучения совместно с факультетом компьютерных наук. Его в режиме онлайн ведет профессор из Стэнфорда. Это очень интересный курс Лондонского университета, это наша инновация, требующая больших усилий от студентов.

За год до этого мы сделали новый курс – Data Science for Economists. Его тоже читает международный специалист, в курсе много программирования, работы с данными и т.д.

Еще за год до этого мы существенно расширили предметы, преподаваемые на первом курсе. У нас был основной курс «Информационные компьютерные технологии», а мы сделали три курса по выбору: базовый, а также два на выбор для тех, кто владеет на начальном уровне информационными компьютерными технологиями. Эти курсы входят в основную программу, но, кроме того, мы развиваем факультативные курсы по работе с данными в бизнесе и по разным языкам программирования.

Сегодня мы также много слышали о мягких навыках, софт-скилс. Многие из них развивает сама программа обучения на МИЭФ, например, нацеленность на результат, умение принимать инновационные и нестандартные решения.