Возвращаемся в офлайн: как МИЭФ справился с цифровым стрессом и что это изменило в учебе
С 29 марта Вышка полностью переводит обучение в офлайн, но уже с 1 марта некоторые подразделения, в том числе и МИЭФ, начали проводить семинарские занятия в кампусе, лекции все еще остаются цифровыми. Олег Олегович Замков, академический руководитель бакалаврской программы МИЭФ, рассказал, как МИЭФ пережил экстремальный перевод экзаменационного процесса в онлайн, что об эффективности онлайн-сессий говорят профессора ЛШЭ и какие цифровые инновации останутся надолго.
Почему возвращаемся раньше
На протяжении этого года в МИЭФ мы проводили опросы и анкетирование студентов, консультировались со студсоветом, и собрали ценную обратную связь, на основе которой попытались скорректировать учебный процесс максимально удобно. Студенты дали оценку недостаткам и наоборот – удобствам цифрового формата, что послужило основой для мер по улучшению качества и эффективности проведения занятий и сессий в цифровом формате.
На этой неделе в МИЭФ начались семинарские занятия на 1 и 2 курсах не в онлайне, а в кампусе. Мы делаем это главным образом для того, чтобы обеспечить нашим студентам среду для развития социальных навыков. Важным вопросом в обучении на начальных курсах является развитие мышления и становление мировоззрения. Это происходит, как правило, в формате личного общения, коллективной работы, непосредственного обмена эмоциями. Формирование личных качеств становится базисом, закладываемым в самом начале обучения, и обеспечивает в дальнейшем развитие гибких навыков. Например, на 3 и 4 курсах студенты более организованы, они прошли достаточный опыт коммуникации в разных форматах и, судя по опросам, могут справляться с обучением в онлайн-режиме без потерь в социальных навыках. Для них мы продлеваем прежний способ работы в онлайне вплоть до общего выхода Вышки в аудитории.
Почему именно семинарские занятия переводятся в офлайн? На наш взгляд, именно семинары важно проводить в личном общении для формирования коммуникационных навыков. Это подтверждают опросы, проведенные нами среди студентов – по их мнению семинары действительно удобнее проводить в аудиториях. Пока занятия проходят по два дня в неделю для каждого из начальных курсов, оставшиеся дни мы оставили для онлайн-лекций, поскольку цифровой формат для лекционного материала по результатам опросов оказался наиболее эффективным.
Экзамены весенней сессии уже пройдут в офлайне, тем не менее останется группа ребят, обучающихся в онлайне. Это иностранные студенты из стран, с которыми еще не возобновлено авиасообщение, и студенты на карантине. Многие из них отлично осваивают программу и блестяще сдают экзамены с прокторингом, несмотря на дистанционный формат обучения.
Каковы результаты учебы в онлайне
Хоть ситуация с переходом в онлайн и была экстремальной, в декабре 2020-го МИЭФ стал единственным подразделением Вышки, которому удалось полностью организовать декабрьскую сессию в онлайн-формате с прокторингом без потерь.
Совместно с ЛШЭ мы подробно проанализировали результаты сессии и пришли к выводу: перевод учебного процесса в цифровой формат не стал для МИЭФ стрессом
Качество организации сессий высоко оценили профессора ЛШЭ на Международном академическом комитете, который прошел в феврале 2021 года. Все участники учебного процесса несмотря на сверхкороткие сроки перехода в новый формат справились с трудностями достойно, о чем свидетельствует уровень оценок на осенней и зимней сессиях 2020-го года.
Например, для студентов 1-го курса бакалавриата МИЭФ было проведено шесть экзаменов с асинхронным прокторином Examus. В том числе – международный экзамен с участием внешнего экзаменатора по курсу «Макроэкономики», поскольку он рассчитан на один семестр. Результаты оказались аналогичны уровню успеваемости прошлых лет. В целом уровень средних баллов соответствует показателям 2018 и 2019 годов. Что касается высоких оценок, то их количество несколько уменьшилось у всех курсов, но также по большинству курсов сократилась и доля низких оценок.
Как проходили экзамены
Интересно, что в октябре 2020 года экзамены проводились офлайне, при этом в онлайн-формате сдавали экзамены те, кто находился на карантине или за границей (около 5-10% учащихся) – для них была задействована система Examus.
В отличие от октябрьской сессии все 57 экзаменов МИЭФ в декабре были организованы в онлайне с прокторингом, синхронным для магистров и асинхронным для бакалавров. В нескольких экзаменах использовалась синхронизация Examus с Google Docs, Moodle, информсистемой МИЭФ, приложениями Canvas и Gradescope, что помогло улучшить процедуру сдачи.
МИЭФ, как и другие факультеты, самостоятельно принимал решение о том, как проводить сессию. В итоге экзамены были подготовлены и проведены очень качественно, о чем свидетельствует высокая согласованность с результатами сессий, проводимых в обычном формате. В частности понизился порог разброса оценок студентов между предметами и внутри каждого предмета, что в действительности является положительным итогом.
Трудность самоорганизации
По результатам опросов, главной проблемой для студентов в период онлайн-обучения было эффективное управление временем. При смене университетских условий на домашние студентам стало сложнее себя мотивировать и организовывать. Таким образом, возникла потребность в личной поддержке преподавателей посредством общения с ними в месседжерах и на онлайн-консультациях, что помогло снизить градус беспокойства. У студентов появился запрос на большую социализированность в рамках онлайн-форматов, например, на работу с заданиями в небольших группах и индивидуально. Преподаватели учли эту трудность самостоятельной работы студентов в период работы в онлайне и активизировали различные каналы коммуникации, как в соцсетях, так и в рамках возможностей, которые предоставляют информсистема МИЭФ и технические возможности платформ, где проходили занятия. Эти формы коммуникации сохраняются и сейчас при возвращении в офлайн.
Формат экзаменационных заданий и время проведения были одинаковы для всех предметов. На каждом экзамене работала онлайн-группа административной и технической поддержки, в сложных случаях некоторые студенты переводились в Zoom и получали нужные рекомендации. Иногда требовалось обновить софт на личных гаджетах студентов – этот вопрос обговаривался и решался заранее. Один экзамен был перенесен из-за подозрения на хакерскую атаку, но в назначенный день прошел без сбоев.
Были зафиксированы отдельные случаи списывания, но они были вовремя обнаружены. В целом это не повлияло на уровень баллов и корреляцию с результатами офлайн-экзаменов прошлых лет.
Какие инновации останутся в учебном процессе
Опция записи лекций была введена в Вышке экстренно для того, чтобы обеспечить эффективное обучение в новых условиях. Однако, согласно опросам студентов, видеозаписи оказались очень полезной опцией и ценным ресурсом, который можно эффективно применять для самостоятельной работы. Семинарские занятия мы пока записываем частично, тем не менее они является важными «файлами» в цифровых архивах МИЭФ и послужат для дальнейшего усовершенствования работы на стыке технологий и традиционных образовательных практик. В этом учебном году мы продолжим запись лекций и загрузку их в информсистему для использования студентами, это также позволит нам получить конструктивную критику и обратную связь от пользователей.
Оптимальным вариантом по мнению студентов и преподавателей стал формат чтения лекции в аудитории с трансляцией и записью, что было широко реализовано в первом модуле. Таким образом мы удовлетворяем потребности тех, кому удобно слушать лекции в аудитории, и тех, кто по тем или иным причинам предпочитает подключиться онлайн.
Доктор Йорн Роте, руководитель проекта МИЭФ со стороны ЛШЭ
Я считаю, что МИЭФ справился с проведением онлайн-сессий гораздо успешнее, чем многие известные мне университеты, поэтому на грядущей сессии мы ожидаем получить ту же объективность, как и на предыдущих онлайн и офлайн-экзаменах.
Несмотря на возвращение в офлайн, мы оставим в нашей практике формат онлайн-экзаменов с применением прокторинга и Examus. Он полностью себя оправдал и в дальнейшем может быть использован для того, чтобы осуществлять контроль знаний студентов удаленно в тех ситуациях, когда это требуется по причине их болезни или пребывания за рубежом.