• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Покровский бульвар, д. 11, корпус T, Москва, 109028

Тел.: +7-495-580-89-19

E-mail: icef@hse.ru

Как добраться >>

Руководство
заместитель директора по академическим вопросам Замков Олег Олегович
Заместитель директора по науке Никитин Максим Игоревич

«Увидеть предмет глазами студента – это и есть успех для преподавателя»

Михаил Житлухин

Михаил Житлухин

Михаил Житлухин с 2014 года преподает в МИЭФ, за это время студенты отметили его как «Лучшего преподавателя», а теперь на основе опроса, проведенного в связи с переходом в онлайн, Михаил признан «одним из лучших лекторов в “Зуме”». Кроме того, только в 2020 году вышло уже четыре его научных публикации. В интервью Михаил рассказал – почему качество материала важнее технических вопросов, как сделать статистику по-настоящему интересной и какой позитивный след в университетской жизни оставит экстренный переход в онлайн.

Почему я работаю в МИЭФ

Я учился на Мехмате МГУ, потом в аспирантуре в Математическом институте РАН и параллельно получал PhD в Университете Манчестера. 

В МИЭФ я попал сразу после окончания аспирантуры. Вообще, я собирался вести семинарские занятия, но в тот год случилось так, что из МИЭФ ушел Павел Константинович Катышев, который долгое время успешно вел теорию вероятностей и статистику на первом курсе. Мне предложили занять его место, и я согласился.

Думаю немаловажную роль в том, что я оказался в МИЭФ, сыграл и международный опыт. Обучение здесь очень динамичное, студентам и преподавателям дают возможность проявить себя в международное среде, и навыки коммуникации на глобальном университетском уровне были полезны. 

Пожалуй, одна из главных причин моих симпатий к МИЭФ заключена в самих студентах. Здесь учатся талантливые и целеустремленные ребята, кроме того – они понимают, зачем им все это нужно, что они пришли не просто “посидеть” за партой четыре года, но действительно как-то измениться и вырасти во всех смыслах. Поэтому работа очень благодарная.

У преподавателя в МИЭФ есть возможность видеть результат собственных усилий – и это прогресс студентов  

Что особенного в преподавании в МИЭФ

Одна из характерных особенностей МИЭФ – это открытость преподавателей по отношению к студентам и возможность поддержать их интерес к материалу. Если у ребят возникают вопросы или хочется узнать сверх того, что им рассказали в аудитории, они могут обратиться к преподавателям, им всегда уделят время. В нашем расписании на это выделены “офисные часы” – специальное время, когда студенты могут подходить к преподавателям с вопросами. Можно говорить на любые темы и не стесняться просить что-то подробнее объяснить, поскольку материал в МИЭФ действительно дается очень интенсивно. 

Четыре года подряд я вел факультатив в рамках ICEF Academia, он рассчитан на студентов, которые планируют дальше обучаться в магистратуре. Это хорошая поддержка для тех, кто готовится в научной карьере. Но, на мой взгляд, стоило бы готовить ребят к научной карьере более масштабно, хотелось бы, чтобы таких программ было больше. Думаю, со временем в МИЭФ появится также аспирантура, чтобы студенты могли выбирать сугубо исследовательскую программу и максимально использовать возможности развития в международной среде.  

Как чистую науку применять к финансовым рынкам

Моя основная деятельность – это научная работа в Математическом институте РАН, где я занимаюсь исследованиями по теории случайных процессов и ее приложениям (в основном в экономике). Это очень интересная область и, к тому же, актуальная – просто потому, что многие явления нельзя предсказать с уверенностью на 100%, и тогда приходится пользоваться вероятностными методами. Например, большинство моделей финансовых рынков сейчас так или иначе используют случайные процессы для описания цен акций, облигаций и других активов.

Для построения академической карьеры я считаю важным начать заниматься научной работой как можно раньше, на втором, или даже на первом курсе. Сначала это могут быть несложные результаты, связанные с обобщением каких-то уже известных достижений.

Главное, чтобы студент на собственном опыте разобрался, как устроен процесс научного исследования

Это не только непосредственно получение результата, но и работа с литературой, написание статьи, публикация и общение с журналами, участие в конференциях. Тем ребятам, кто хочет заниматься наукой, хочу посоветовать более тщательно относиться к выбору научного руководителя, чтобы можно было перенять его опыт.

На четвертом курсе я веду предмет «Финансовая математика и оценка активов». Он, в основном, посвящен теоретическим моделям для оценки опционов. Жаль, что в МИЭФ нет курса по теории случайных процессов, он был бы желателен, чтобы этот предмет раскрылся в полной мере. Я надеюсь, что такой курс когда-нибудь появится.

Как понравиться студенту и влюбить его в предмет

Заинтересовать студента предметом можно не столько безупречным знанием материала, сколько умением встать на его место. Увидеть предмет глазами студента – это и есть успех для преподавателя. Ты можешь преподносить информацию так, чтобы студенту было интересно заниматься. Мы помним много примеров, когда великие ученые вовсе не были хорошими лекторами именно по этой причине.

На самом деле, не существует рецепта “как стать идеальным преподавателем”. Все мы очень разные личности – кому-то удобно строить занятия в форме диалога и поддерживать постоянный интерактив, у других это больше похоже на монолог. Каждый из подходов имеет право на существование, а качество определяется личным отношением преподавателя к предмету и искусным (и критическим!) заимствованием чужого преподавательского опыта.

В том, насколько успешно будет идти процесс обучения, играет немалую роль сам предмет. “Теория вероятностей и статистика” включает в себя и прикладную часть, когда студентам интересно проверить теорию непосредственно на практике. Кроме того, я стараюсь отмечать, что студентам легко, а какие моменты курса кажутся им скучными, постоянно внося коррективы в повествовательный процесс. 

ICEF Academia – это интегрированная программа подготовки студентов МИЭФ, нацеленных на академическую работу. Со студентами этой программы индивидуально работают лучшие преподаватели-исследователи, ведущие научную работу и вовлекающие в нее студентов. Программа является факультативной для студентов, успешно выполняющих основную программу МИЭФ, и нацеленных на исследовательскую карьеру, включая поступление на PhD программы ведущих мировых университетов.

Она состоит из двух последовательных компонент: Advanced Training Programme (ATP) и Advanced Research Programme (ARP). Лучшие студенты курсов ежегодно едут в Летнюю школу LSE за счет университета.

Подробнее с программой ICEF Academia можно ознакомиться на странице проекта.

В прошлом году я попробовал читать лекции с использованием доски, без слайдов. Студентам оказалось тяжело без материала, который можно было бы посмотреть еще раз, повторить или разобраться в чем-то фрагментарно. Они отвыкли от конспектов, и в этом году мы вернулись к схеме со слайдами. На мой взгляд, слайды ограничивают материал лекции и не позволяют менять изложение на ходу – иногда это нужно, хотя для слишком “увлекающихся” преподавателей слайды могут быть полезным ограничителем).

Как изменил учебу принудительный переход в онлайн

Мы проводили опрос студентов и выяснили, что в целом они позитивно отнеслись к переменам. Например, среди ответов были такие: “Лекции и офисные часы лучше проводить онлайн, поскольку не тратится время на дорогу”, “Материал лекций лучше усваивается, когда слушаешь дома”, и даже “С началом онлайн обучения я стал посещать лекции”. 

Я сторонник традиционного подхода, но в этом году всем без исключения пришлось принять новую цифровую парадигму. Хотя отдельные элементы онлайн обучения у нас были и раньше. Например, 4 года назад мы ввели онлайн-систему для сдачи домашних заданий по нашему курсу. Я сам написал эту программу для удобства преподавателей (она уменьшила объем проверки) и студентов (они могли сразу получать фидбек). К сожалению, от нее пришлось отказаться из-за трудности технической поддержки. Но такой формат стоило бы использовать в будущем. Сейчас мы частично используем систему Gradescope. Если она себя хорошо зарекомендует, планируем задавать все домашние задания через нее. 

В этом году я также опробовал формат видеолекций, записанных заранее. За день до занятия я выкладывал видео для студентов, они могли посмотреть его в удобное время в удобном темпе.  А во время лекции по расписанию мы устраивали зум-конференцию и более подробно разбирали материал. Это оказалось эффективнее, чем обычные лекции. И еще – в онлайне можно читать лекцию не 1 час 20 минут, а нарезать эпизодами по 15-20 минут - блоками удобнее воспринимать информацию.

Здорово, если преподавателям в подготовке лекций будет помогать оператор, не всегда удается записать себя с первого дубля 

Что касается семинаров, то этот формат не удается оцифровать полностью. Только в оффлайне получается поддерживать двусторонний диалог между преподавателями и студентами.

Но при всем этом нужно помнить, что определяющую роль в качестве лекции играет не ее формат и применяемые технические новшества, а качественно выбранный и изложенный материал. 

У меня создалось впечатление, что учебный процесс в будущем нужно переводить в онлайн там, где это объективно удобнее всем. Думаю, что нас также ждет увеличение количества программ, которые позволят полностью или частично учиться в столичных университетах ребятам из других регионов и стран.