• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международный институт экономики и финансов

Digital Etiquette или правила поведения в онлайне

Digital Etiquette или правила поведения в онлайне

© МИЭФ

Егор Кривошея, преподаватель МИЭФ и кофаундер образовательного проекта “Кекс”, рассказал – как правильно выставить за дверь во время онлайн-занятия, что делать, чтобы оптимизировать учебный процесс, зачем использовать отложенные письма и почему важно не беспокоить коллег по выходным.

Как подготовиться к занятию и настроить нужные опции

  • Перед занятием стоит настроить дефолтную опцию микрофона и видео. Если занятие не подразумевает дискуссии, то видео можно отключить, чтобы не нагружать сеть. Тем не менее, и преподавателю, и студенту может быть приятнее видеть друг друга на экране — это важный момент социализации в условиях перевода учебного професса в сеть. Микрофон нужно отключать всегда, когда вы не говорите.
  • Если занятие подразумевает видео, лучше заранее предупредить участников об этом, чтобы они могли выбрать удачное тихое место.
  • Если возможно, стоит включить опцию комнаты ожидания, чтобы впускать только тех участников, кто должен быть на занятии. Однако всегда нужно учитывать потенциальные ограничения, которые повлечет это решение и создаст некоторые неудобства.
  • Стоит указывать реальные имена и, в идеале, поставить свое фото на аватарку.
  • В начале или перед занятием стоит обговорить правила — например, как и когда задаются вопросы, какая планируется структура занятия, какие роли есть у студентов в процессе проведения, когда можно нажимать кнопку «raise hand».
  • Ссылку на занятия следует размещать только на внутренних ресурсах ВШЭ и МИЭФ.

Как вести себя во время занятия

  • Начиная занятие стоит подождать пару минут, чтобы все смогли подсоединиться и проверить опции. Лучше стартовать заранее, за 5 минут до начала.
  • Можно подключиться к занятию с нескольких девайсов, чтобы контролировать происходящее и иметь больше функций. Некоторые функции работают только с компьютера — такие как breakout и опросы в zoom. При включении с разных девайсов стоит выключить звук на одном из них, иначе будет фонить.
  • Иногда слайды и демонстрация экрана зависают. Если что-то пошло не так, можно проверить реальное состояние дел со второго девайса. Если преподаватель не замечает технических неполадок, лучше сказать ему об этом голосом или написать в чат. Чтобы избежать проблем с демонстрацией, лучше заранее проверить материалы и выложить их во внутреннюю систему для скачивания перед занятием. Для более тяжелых файлов (более 7-10 мб) лучше использовать мощные девайсы — например, компьютер.
  • Вопросы и комментарии лучше писать/ говорить в специально выделенное для этого время. Можно также писать важные комментарии в чат, чтобы не отвлекать преподавателя.

Виктория Тюрк, автор книги Digital Etiquette

  • Если случилось что-то непредвиденное во время занятия — просто предупредите участников о том, что необходимо ненадолго отлучиться. При уходе из-за компьютера стоит отключить камеру. Если нужно переподключиться, студентов также стоит об этом предупредить.
  • Вы можете включить звук при входе/выходе участников из конференции, чтобы контролировать происходящее и мониторить, кто вышел/вошел, если это важно для динамики занятия.
  • Если вы (студент) решили заняться спортом во время занятия или позавтракать хлопьями с молоком — не нужно это демонстрировать другим участникам, если вам заранее доверительно позволили прийти с возможностью включать видео и звук.

Как правильно завершить занятие, дать материалы и guidance

  • Во время окончания занятия стоит поблагодарить участников и попрощаться. Будет отлично, если появится какой-то ритуал для прощания и приветствия — например, в MIT участники прощаются каждый на своем языке.
  • Учитывая информационный перегруз, в котором оказались студенты, стоит четко проговаривать точки ближайших контролей и используемые материалы. Очень удобно давать студентам заранее описания занятий и guidance для предстоящего обучения: какая тема ждет их на этой неделе, что необходимо знать, чтобы поддержать дискуссию, и когда ближайший контроль.
  • Материалы стоит размещать до занятия на внутренних ресурсах МИЭФ. Если это предзаписанный материал занятий, лучше выкладывать его не менее, чем за 1-2 дня до занятия.
  • При публикации материалов на сторонних ресурсах, в частности YouTube, материалы стоит размещать в закрытом доступе (например, предоставляя доступ по ссылке), а саму ссылку выкладывать только на закрытых ресурсах ВШЭ и МИЭФ. Это позволит оградить доступ к уникальным материалам внешних людей, не имеющих отношения в Вышке.

Как коммуницировать вне занятий

  • Официальную коммуникацию стоит осуществлять через информсистему, в идеале, в рабочие часы. При написании письма в нерабочее время, если это не срочный вопрос, стоит использовать отложенное отправление письма, чтобы не создавать другим причин для размывания рабочего/ учебного дня.
  • При срочных вопросах, если преподаватель позволяет это, можно использовать личные каналы связи, но этим не стоит злоупотреблять
  • Письмо стоит структурировать и сделать удобным для читателя — например, описать действия необходимые от читателя в начале, а детализацию предоставить в конце. Не стоит отправлять переписку с кем-то, а вместо этого в своем письме нужно поставить задачу, а не заставлять терять время адресата на то, чтобы тот разбирался в ленте бесконечных диалогов.
  • Избегайте коммуникации в ночные часы и по выходным. Это важно.

Как разрешать экстраординарные и сложные ситуации

  • При входе на занятие посторонних или попытке подрыва занятия (zoombombing) следует выгнать тех участников, которые создают трудности из встречи. При отключении микрофона организатором встречи участник не может включить его обратно, а при необходимости можно включить функцию, при которой исключенный участник не сможет переподключиться.
  • При появлении сторонних ссылок, материалов и прочих незапланированных файлов во время занятия, по ним не стоит переходить или скачивать к себе на компьютер. При переходе на ссылку или скачивании файлов от третьих лиц стоит просканировать компьютер антивирусом, а если это рабочий компьютер, обратиться за помощью к системному администратору
  • В любой сложной ситуации важно сохранять спокойствие и пытаться решить ее техническими возможностями. Важно учитывать, что сбои — это нормально в условиях экстремально быстрого перехода в онлайн. Терпение и уважение должны быть сейчас негласным кодексом для всех участников учебного процесса.

Необходимо помнить, что сотрудники и студенты МИЭФ проходят через трансформацию вместе (#ICEFtogether), а технические настройки занятий должны формироваться в общем балансе для удобства для участников и устранения рисков внешних вторжений. Если у вас как преподавателя или студента есть свои лайфхаки, которыми можно поделиться для общего блага, присылайте Наталии Колядиной nkoliadina@hse.ru