С февраля в МИЭФ стартует дополнительный курс по цифровой экономике
В чем идея продолжения
С 2017 года мы с Катей ежегодно проводим наши мастер-классы о будущем финансовых услуг – они очень нравится ребятам, и они захотели продолжения. Тогда пришла идея сделать еще одну серию занятий, только взглянуть на цифровую трансформацию глобально. Мы подумали, что было бы интересно рассмотреть, куда движется экономика и индустрии вообще, как цифровизация меняет государство, бизнес и нашу жизнь в самых разных аспектах. Такое глобальное понимание экономических реалий в связке с социальными явлениями в первую очередь дает представление о том, как можно наиболее успешно встроиться в профессиональное сообщество в 21 веке.
Так родилась идея второй серии занятий по цифровой тематике. Мы объединили мастер-классы в курс и назвали “Будущее цифровой экономики”, по сути он станет продолжением темы финтеха в панорамном преломлении. Также курс рассчитан и на студентов, которые просто хотят познакомиться ближе с цифровой экономикой в целом, а не только с цифровыми финансами.
Что можно будет узнать на курсе
Финансовая индустрия из самых консервативных переходит в самые технологичные. Поэтому будущему сотруднику банка придется сталкиваться с другими индустриями и постоянными вызовами. Сейчас банк – это скорее большая IT-компания, нежели финансовая структура, и занимается он не только деньгами, но и услугами в самых разных сферах, как Сбербанк.
Одна из главных задач курса – научить ребят тем инструментам, которые позволят анализировать изменения разных рынков и формировать сценарии событий, чтобы подготовиться к запросам экономики с профессиональной точки зрения. Что еще более важно, эти “инструменты” оказываются важны для жизни в 21 веке в принципе. Завершить курс мы планируем стратегической сессией, где с помощью методик, которые используют руководители крупнейших компаний, попытаемся отработать вопрос: как определить свою роль в новой экономике и какие шаги делать для того, чтобы найти свое место в ней.
Как будет построен курс
Занятия в рамках курса “Будущее цифровой экономики” условно разделены на три вектора – государство, бизнес и человек – которые, собственно, и составляют экономику. Мы попытаемся проанализировать явления, характерные и в тоже время парадоксальные для цифровой эпохи – почему так популярны заменители мяса от компании Impossible Foods, как меняются отношения и брак c dating-приложениями, как активным гражданам – как, например, в Исландии – удается формировать политику государства в целом. Все эти и многие другие кейсы дают представление о том, откуда берутся новые бизнес-модели, как вести маркетинг в 21 веке и вообще управлять коммуникацией.
Также мы попробуем установить: кто запускает хайп, человек или бизнес, – это мы стали осознанными потребителями или компании вынуждают нас переплачивать за “чистую карму”? Почему, если бизнес не следует трендам и не меняется под потребителя, он вымрет? Почему потребительская осознанность касается в целом именно платежеспособной аудитории?
Что расскажут о будущем профессии
К чему стоит готовиться студенту МИЭФ в связи с цифровыми изменениями, так это к конкуренции с аналитиками данных за рабочие места, поскольку большинство банков уже трансформируются в IT-компании. Но – не все так страшно, потому что аналитика очевидным образом переходит ”в руки” искусственного интеллекта, а работа финансиста и экономиста постепенно трансформируется в более креативный формат. Как это выглядит на деле?
Розничные банки привыкли навязывать услуги клиенту, что последнему совсем не нравится. Возникает новый вызов для финансиста: поиск баланса между тем, как предлагать продукт этично и при этом не падать в продажах, поэтому будет увеличиваться креативная нагрузка на сотрудников. Задача для студентов сейчас – обучаться этим креативным навыкам и понимать, куда движется индустрия. Банковские обязанности финансиста приблизятся к тому, что сейчас делает product-owner в стартапе или IT-компании. И подобные трансформации происходят во многих сферах: от консалтинга до финансов, от индустрий до исследований.
Главное о курсе
Название: “Будущее цифровой экономики”
Старт: 4 февраля
Длительность: 8 недель
Уровень доступности: можно с 1 курса бакалавриата или магистратуры
Особенности: много интерактива – дискуссий, диалогов, разборов кейсов, мало лекционных форматов, в основном работа будет вестись по методике “перевернутого класса”
Что нужно знать о Сбербанке и Тинькофф
В России в плане инноваций стоит ориентироваться на крупнейшие банки, например, Сбербанк и Тинькофф, которые уже трансформировались из просто банков в сложные IT-структуры. По многим кейсам банков можно в целом сказать, как будут меняться более мелкие финансовые институты и как это повлияет на рынок труда. Сбербанк и Тинькофф пытаются выстроить свои экосистемы, куда включены продукты, непосредственно не связанные с финансами. Сбербанк активно скупает стартапы – “Афиша”, “ОККО”, “Беру” и другие проекты из сферы ритейла и развлечений – при этом повышаются продажи основных финансовых продуктов через удовлетворение конкретных потребностей клиента напрямую.
Тинькофф больше инвестирует в околофинансовые продукты, но гораздо сильнее развивает разные функции внутри своего приложения, чтобы сделать его так называемым “суперприложением”. Такая история популярна в Китае с WeChat и Alibaba, где в одном приложении у клиента есть все, от цифрового паспорта до продажи и покупки чего угодно. Тинькофф встраивает в свое приложение развлечения, покупку билетов, мессенджеры, программы лояльности, чтобы клиент не выходил из него из-за какой-то новой потребности. Эти изменения повлекут за собой некоторый сдвиг в финансовых компетенциях, о котором также следует рассказать.
Почему главный челлендж для студента – умение работать с собой
Классификация на софт/ хард-скиллз уже “не в моде”, на первый план выходит идея экзистенциальных навыков, которые требуются в межчеловеческой коммуникации. Это навыки командной работы, распределения обязанностей, гибкого отношения к задачам.
Agile-системы перестали быть просто словами, это уже реальность, и новый вызов для специалиста – это умение самостоятельно ставить себе задачу, организовать время и работать автономно.
Сложность в том, что будучи автономным работником, нужно соотносить не только задачи внутри работы, но и вовне. Посмотреть сериал, пойти на ланч с друзьями или еще поработать над проектом, хотя дедлайн не скоро? МИЭФ в этом смысле хорошо готовит к ответственности и распределению времени. Здесь с первого курса делается акцент на самостоятельной работе, для которой выделяется время, и если ты сразу не научишься быть сам себе начальником, последствия не заставят себя ждать.