«Студентов МИЭФ отличает очень сильный уровень теоретической подготовки»
- Георгий Александрович, курс по развитию бизнес-среды в российской экономике - это закономерное продолжение мастер-класса, который вы ранее проводили в МИЭФ?
Можно сказать и так. Мастер-класс назывался «Экономическая преступность: теория, практика, минимизация ущерба», в первый раз студентов на него записалось немного, человек 8 – 10, но в отведенные два академических часа мы не уложились. Со временем мастер-класс начал собирать все больше и больше желающих его слушать, и я понял для себя, что могу рассказывать студентам что-то реально интересное.
В конце концов, мы решили с Сергеем Михайловичем Яковлевым, что нужно сделать факультатив по бизнес-среде, потому что такого курса в МИЭФ еще не было, а у меня большой опыт ведения реального бизнеса, которым я могу поделиться со студентами. Сейчас я являюсь заместителем председателя Совета Директоров компании «Объединенные кондитеры», топ-менеджером компании «Группы Гута». Кроме этого, был опыт работы в коммерческом банке, финансовым директором в многопрофильном холдинге, руководителем контрольных и экспертных подразделений (пищевое производство, доходная недвижимость, девелопмент, банк, страховая компания, отельный и ресторанный бизнесы, медицинский бизнес, текстильные и лесные предприятия, венчурные проекты). Больше года ушло на то, чтобы уложить весь накопившейся по теме материал в отведенные на факультатив 32 часа, да еще и подать эту информацию в интересной для студентов форме.
- О чем вы рассказываете на факультативе?
- О бизнес-среде, но при первой же моей попытке найти определение бизнес-среды (business environment) я приемлемого для себя варианта не нашел. Поэтому базовое понятие сформулировал сам: бизнес-среда - это совокупность (множество) как внешних, так и внутренних условий/факторов/сил, которые в явном или неявном виде могут оказывать как положительное, так и негативное влияние на конкретный бизнес и своим суммарным воздействием определяют степень экономической эффективности и социальной полезности этого конкретного бизнеса.
Считаю, что такое определение бизнес-среды получилось достаточно универсальным и практически полезным для изучения бизнес-среды и ее динамики. Кстати, за рубежом понятие бизнес-среды тоже очень сильно размыто. Но как только мне удалось сформулировать базовое понятие, то сразу стало понятно, о чем надо рассказывать студентам, какие практические вопросы и кейсы разбирать.
- Как строится курс, какие педагогические инструменты вы используете?
После первой лекции я попросил группу проголосовать, каким путем мы пойдем дальше: от частного к общему или наоборот. Группа выбрала первый вариант. Что я имею ввиду? Частное – это бизнес-среда внутри компании, бизнеса. Без хорошей, эффективной внутренней бизнес-среды компании не станут успешными. А вот общее – это макро условия, природа, правовые и политические режимы, появление мировых технологических новинок. Вся эта многогранная и многофакторная среда самым прямым образом влияет на условия, в которых ведется бизнес, то есть на бизнес-среду.
И, к моему сожалению, пришлось какие-то темы давать очень сжато, конспективно, но все-таки давать, чтобы студенты понимали всю многогранность программы. Все участники факультатива на период его проведения стали партнерами консалтинговой компании. Такой ход дал принципиально другой уровень погружения в тему и позволил студентам глубже понимать связь между изменениями факторов бизнес-среды и их последствиями для реального бизнеса.
Конечно, программа факультатива предполагает разбор реальных случаев и факторов, с которыми студенты могут столкнуться на практике. Предусмотрена и заключительная проверочная работа для студентов, моделирующая реальные задания, которые может получить сотрудник или команда сотрудников от своих руководителей или акционеров.
- Факультатив могут посещать студенты всех курсов?
Да, ограничений нет. Факультатив направлен на практические знания и навыки, и, судя по отзывам участников, именно таких знаний студентам не всегда хватает.
- Чему научатся студенты, прослушав курс?
Здесь я приведу фразу из краткой презентации факультатива: студенты будут понимать, что попадаются драконы добрые, травоядные и очень ленивые, а некоторые муравьи жутко злые и ядовитые, но при должной сноровке на продаже муравьиного яда можно сделать хороший бизнес.
- Факультатив очень быстро стал популярным, на ваш взгляд, в чем секрет такого успеха?
С одной стороны, у меня получилось сформировать такую программу, которая оказалась для студентов МИЭФ интересной и полезной, с другой – хочу сделать комплимент моей группе: приходить в 6 часов вечера, после многих пар, не просто сидеть, а активно работать - дорогого стоит. Эта гармония между мной и студентами, наверное, и привела к такому результату.
- Что отличает студентов и выпускников МИЭФ от выпускников других вузов?
Очень сильный уровень теоретической подготовки, который многие успешно преобразуют как в карьерный рост, так и в материальное благополучие.
Анастасия Чумак, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ