• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Покровский бульвар, д. 11, корпус T, Москва, 109028

Тел.: +7-495-580-89-19

E-mail: icef@hse.ru

Как добраться >>

Руководство
заместитель директора по академическим вопросам Замков Олег Олегович
Заместитель директора по науке Никитин Максим Игоревич

«МВА – это повод научиться чему-то новому на другом сознательном уровне»

Марк Захваткин, выпускник магистратуры МИЭФ 2016 года, получил опыт работы в одной из консалтинговых компаний “большой тройки” и поступил на MBA в знаменитую французскую бизнес-школу INSEAD. Сейчас он занимается управленческим консалтингом в области data science. В интервью Марк рассказал, как удачно совместить математику и экономику, как выбирать МВА и почему именно экономическое образование дает возможность преуспеть в карьере.

«МВА – это повод научиться чему-то новому на другом сознательном уровне»

– Почему на определенном этапе в карьере возникает потребность в МВА?

МВА открывает новые профессиональные возможности по нескольким направлением. Это смена географии, индустрии и специализации, повышение компенсации в среднем в два раза, возможность расширить спектр гибких навыков и вообще МВА – это повод научиться чему-то новому на другом сознательном уровне. Я хотел бы не только улучшить навыки в области лидерских способностей, но и “пощупать” свою специализацию на разных географических рынках – как правило востребованность специалистов в углубленной аналитике существенно отличается в разных странах.

– Почему вы выбрали именно французскую бизнес-школу, чем INSEAD отличается, например, от американских МВА?

Cейчас INSEAD на втором месте в списке лучших бизнес-школ мира в глобальном топ-10, и каждая из них имеет свою специализацию. Например, в Стэнфорд идут люди с намерениями развиваться в предпринимательской деятельности, в Wharton – чтобы стать крутым профессионалом в финансовой области, в INSEAD – получить выcокий уровень владения инструментами в сфере маркетинга, стратегии, инвестиций. По критериям близости к тому или иному направлению, я отсеял те вузы, которые для меня не подходили – осталось всего два варианта. Я подавал документы в Гарвардскую бизнес-школу и в INSEAD, собственно – верхушку топа. В итоге был принят в INSEAD.

Диплом школы является лучшим образцом уровня МВА в Европе. Кстати, у INSEAD есть филиал еще и в Сингапуре. С точки зрения карьерных перспектив в Европе и в Азии эта степень МВА является если не абсолютно лучшей, то точно входит в тройку лидеров.

– Как можете оценить свои знания по отношению к требованиям МВА?

При поступлении на МВА приемные комиссии оценивают поступающих по 4 основным критериям:

– Академические успехи, включая баллы по GMAT / GRE и TOEFL / IELTS. У меня были совершенно обычные средние баллы как в бакалавриате МФТИ, так и в магистратуре МИЭФ, однако при 750 баллах GMAT мне удалось закрыть этот вопрос перед приемной комиссией.

– Профессиональный опыт. Консультанты из большой тройки ежегодно составляют существенную часть студентов на степень МВА – конечно, их опыт является веской причиной для приема в бизнес-школу

– Интересный профиль кандидата. Ради достижений целей по diversity, бизнес-школы больше рады абитуриентам с необычными профилями. Я, например, по дипломам физик и экономист, работающий в большой тройке консалтинга с углублением в data science, с волонтерским опытом на олимпийских играх в Сочи. Людей с похожим профилем не так много – и я оказался интересен для комиссии.

– Степень готовности пакета документов. Я потратил на подготовку к подаче документов (включая GMAT и TOEFL) 2 месяца. Нужно заранее заложить побольше времени на подготовку мотивационных эссе – это очень важный материал в вашем портфолио.

 – Как вы пришли к решению, что свои математические способности неплохо бы направить в экономическое русло? У вас были конкретные цели?

Главная мотивация была в том, что я хотел пойти работать в консалтинг после магистратуры. Вторая мотивация – я понимал, что после технического образования мне будет сложно преуспеть в карьере, и вот почему. У меня совершенно не было понимания того, как работает бизнес, включая базовую бизнес- и экономическую терминологию. При чтении бизнес-периодики, будь то “Ведомости” или “РБК”, я постоянно ловил себя на мысли, что я не до конца понимаю написанное именно из-за недостаточной теоретической базы в экономике и финансах. У меня был явный дефицит общения с людьми другого склада ума – в вузе меня окружали люди, прошедшие систему отбора физмат-олимпиад, это очень специфический фильтр и определенный круг интересов.

Еще у меня была минимальная практика в отношении soft skills. В физике, как правило, есть единственный способ верного высказывания, и сама мысль о необходимости учиться продумывать свою речь, подстраиваясь под контекст, удерживать внимание слушателя для убедительности – попросту кажется второстепенной. И привыкать к тому, что тебе нужно думать над эмоциональной и психологической частями твоей презентации – достаточно болезненно. Для меня было очевидно, что нужна практика в этом направлении, тем более искусство эффективного донесения материала до клиента можно шлифовать бесконечно. В целом экономический контекст дает тебе глобальный взгляд на вещи, на мир, бизнес, человеческие взаимоотношения в социуме.

– В каких сферах экономики и в каких дисциплинах оказывается полезен математический бэкграунд?

В консалтинге в целом очень ценится умение разбивать задачу на логические составляющие – этот навык оказывается вшит в каждого человека с математическим бэкграундом гораздо лучше, чем в остальных. Прикладные навыки базового программирования, часто идущие в комплекте с математическим прошлым, оказываются крайне полезными при построении финансовых моделей – особенно при наличии нетривиальных зависимостей, которые нужно отразить в работе.

В банковском риск-менеджменте необходим математический бэкграунд, поскольку постоянно возникают задачи, которые ближе к вопросам прикладной статистики, чем к бизнес-тематике банковской сферы. Также в data science очень ценны связи с математикой, потому что используемые модели концептуально достаточно сложны и имеют свои корни в теоретической сфере computer science. Правда в последнее время data science упаковывается во все более понятные для не-математиков инструменты, однако люди с техническим бэкграундом имеют гораздо более высокий шанс по-настоящему понимать, что они делают, и преуспевать в профессии.

Ну и программирование и IТ-индустрия в целом остаются классическим выбором для тех экс-технарей, кто решил не связывать свое будущее с исследовательской карьерой. Надо отметить, что грани между направлениями все сильнее стираются – например, я занимаюсь управленческим консалтингом в области data science, и, как показывает практика, самые интересные задачи всегда лежат на стыке нескольких областей.

– Что на ваш взгляд отличает МИЭФ от других вузов на рынке высшего образования? В чем вы видели плюсы именно для себя?

МИЭФ предлагает курсы от преподавателей-практиков, каждый из которых готовит к корпоративной карьере гораздо эффективнее любого чисто теоретического курса. Могу отметить, например, курсы про банкинг, Private Equity, инвестанализ – все они оказались фантастически полезными для понимания того, как функционирует бизнес.

В магистратуре я отметил прекрасную организацию учебного процесса, в том числе работу учебной части – к мнению студентов здесь по-настоящему прислушиваются! В МИЭФ очень сплоченное сообщество выпускников, которые делятся актуальной информацией о трудоустройстве. Все это было для меня приятной неожиданностью после МФТИ

На своем опыте могу сказать, что магистратура МИЭФ прекрасно дополняет бакалавриат технического вуза, если выпускник хочет связать свою карьеру скорее с бизнесом, чем с наукой. Магистратура дает отличную возможность осознать фундаментальные экономические и бизнес-законы, готовит к успешной карьере в лучших компаниях, а главное – уже во время учебы дает возможность работать в этих компаниях и знакомиться с индустрией на практике. Так многие выпускники начинают блестящую карьеру с подачи МИЭФ.

Соня Шпильберг, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ