• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Покровский бульвар, д. 11, корпус T, Москва, 109028

Тел.: +7-495-580-89-19

E-mail: icef@hse.ru

Как добраться >>

Руководство
заместитель директора по академическим вопросам Замков Олег Олегович
Заместитель директора по науке Никитин Максим Игоревич

Программа ICEF Academia – территория свободы для тех, кто хочет стать исследователем

Андрей Дементьев, преподаватель курса Economic Thinking (экономическое мышление) программы повышенной интеллектуальной нагрузки для сильных студентов МИЭФ, в интервью рассказал, какие карьерные перспективы открываются для слушателей курса.

Андрей, расскажите, пожалуйста, для чего на программе повышенной интеллектуальной нагрузки МИЭФ был создан курс Economic Thinking?

- Economic Thinking дает наиболее мотивированным студентам первого курса, которые, возможно, в большинстве своем уже изучали материал первого курса по макро- и микроэкономике в школе, перспективы для дальнейшего развития. При этом важно понимать, что мы не затрагиваем материал второго курса и не идем по пути опережения основной программы. Напротив – этот курс дает дополнительные возможности для развития неспециализированных надпрофессиональных навыков (soft skills), которые в дальнейшем им пригодятся в других дисциплинах основной программы.

Студенты, записавшиеся на Economic Thinking, должны в обязательном порядке прослушать на Coursera курс Model Thinking от Мичиганского университета. Я сам его проходил и мне он показался исключительно сбалансированным. Подобное смешанное обучение позволяет мне, с одной стороны, сэкономить аудиторное время и потратить его на обсуждения, экономические игры со студентами, с другой – показать слушателям международно признанный уровень квалификации, необходимый экономисту, и, что намного важнее, зафиксировать этот уровень. Студенты получают выписку о прохождении курса Model Thinking от Мичиганского университета, и это учитывается при формировании общей итоговой оценки.

В чем отличие курса Model Thinking от Economic Thinking?

- Курс Model Thinking более общий, он рассказывает о модельном мышлении в целом, а вопросам экономики там уделено лишь около трети времени. В то время как на курсе Economic Thinking мы со студентами разбираем темы и задачи, интересные сугубо для экономиста. Главная задача моего курса – развить экономическое мышление. Речь идет не о том, что я даю им более сложные модели, нежели остальным студентам МИЭФ, но я учу их размышлять, и через критическое осмысление данных мной моделей, они приходят к собственным выводам. Можно сказать, что курс от Мичиганского университета задает общий тон для последующей более конкретной дискуссии на экономические темы.

Из каких компонентов состоит курс Economic Thinking?

- Можно сказать, что у курса есть три блока активностей. Первая – это интерактивные экономические игры в аудитории, которые позволяют на практике познакомиться с механикой формирования ожиданий, механикой формирования рационального поведения, понять действие теории игр в жизни. Как правило, лектору стандартных курсов в рамках основной программы не хватает аудиторных часов для того, чтобы позволить себе такую роскошь, как общение со студентами в игровом формате. Тогда как исследования на тему геймификации обучения подтверждают эффективность данного подхода для формирования мотивации к учёбе.

Второй блок активностей – это обсуждение реальных кейсов из жизни в терминах экономической теории, то есть мы обсуждаем то, каким образом можно использовать жизненные ситуации для того, чтобы сформулировать интересные для экономиста исследовательские задачи. Когда есть мотивированные студенты и свобода выбора тем для общения, то открывается возможность для обучения в стиле сократовской дискуссии – это когда ты задаешь нестандартный вопрос и получаешь на него ответ. Кроме того, в подобной обстановке студенты знакомятся с элементами проблемно-ориентированного обучения.

Третий блок – обсуждение многочисленных парадоксов, которые существуют в экономической теории. Я предлагаю студентам подготовить короткое выступление для того, чтобы в сжатой и предельно точной форме осветить суть конкретного парадокса. Это нужно для наглядной демонстрации того, как много в экономике существует нерешенных задач, и что эмпирические свидетельства зачастую противоречат основным выводам теоретических моделей. Я не предлагаю студентам решать эти задачи, но приглашаю их стать соучастниками процесса задавания вопросов, мотивируя их на дальнейшее собственное исследование. Ведь проблема исследователя часто не в том, что у него нет достаточного набора пригодных для использования на практике теоретических моделей, а в том, чтобы поставить содержательную задачу и интересный для большинства (с точки зрения экономической теории) вопрос. Одна из важных задач курса – научить ставить вопрос и формулировать проблему таким образом, чтобы она была интересна экономистам.

Как на курсе Economic Thinking строится экзамен?

- Экзамен – это жемчужина курса. Студентам необходимо письменно описать подходы к решению задачи, за основу которой взята реальная жизненная ситуация. Принципиальный момент – студенты не в полной мере получают все условия задачи, ведь жизнь намного сложнее, чем прописанные заранее модели. В процессе решения такой практической задачи студенты приходят к пониманию о необходимости самостоятельного формулирования условий задачи, отделяя «зерна от плевел». Такой подход помогает им почувствовать себя "в шкуре" экономиста-теоретика, когда он задумывает собственное исследование, а именно: выбирает язык общения с коллегами (как правило, это язык математического моделирования) и транслирует результаты своего исследования на более общие случаи, это называется генерализация результатов.

В итоге я получаю в конце экзамена около 16 (по числу человек на курсе) совершенно разных версий решения одной и той же задачи и оцениваю то, насколько грамотно она сформулирована и насколько креативно решена. Безусловно, существуют «условно правильные» решения, но их много и они разные. Преподаватель оценивает критическое мышление студентов и так называемую «продуктивную креативность».

Какие преимущества есть у студентов программы ICEF Academia?

Студенты ICEF Academia отличаются тем, что они в самом начале своего обучения сигнализируют университету о том, что они хотят попробовать себя в академической карьере. Необязательно потом все станут учеными, но настрой на научную работу есть. Поэтому мы предлагаем им не практические курсы, например, по трейдингу, но развиваем, как я уже говорил, критическое мышление, позволяющее им успешно продолжать путь исследователя-экономиста.

Плюс у студентов Academia есть преимущество в выборе научного руководителя, тогда как другим студентам МИЭФ может просто не хватить места у конкретного преподавателя.

Вообще во многом благодаря программе ICEF Academia МИЭФ готовит очень сильных студентов и выпускников. Буквально в прошлом месяце мы с выпускницей МИЭФ Ириной Третьяковой получили гран-при на 15 всемирной конференции по транспортным исследованиям в Мумбаи за лучшую представленную исследовательскую работу среди 722 претендентов.

В чем секрет успеха курса?

- Несмотря на большую образовательную нагрузку, студенты учатся в комфортных для себя условиях. В рамках курса мы очень тесно общаемся, я постоянно получаю обратную связь от студентов и оперативно реагирую на их запрос. У студентов есть практически полная свобода как в выборе докладов, посвященных экономическим парадоксам, так и в формировании групп, в которых они работают и играют на семинарских занятиях. Тем не менее, их отлично дисциплинирует смешанный форма, в частности курс Model Thinking, который они обязаны прослушать и сдать по нему экзамен. Конечно, мы обсуждаем похожие задачи, но на самом экзамене их ждет сюрприз, это определенный вызов, который они ждут и готовы принять. Плюс ко всему на курсе нет домашних заданий, они инвестируют свое время «здесь и сейчас» в аудитории, познают мир через взаимодействие друг с другом и преподавателями (вместе со мной курс ведет мой коллега Данил Федоровых). Нет назидания, скучной трансляции знаний и доведения их до автоматизма, как в школе, но есть диалог, взаимодействие, обогащение. Мне кажется, это особенно ценно в курсе.

Анастасия Чумак, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ