«Учиться нужно всю жизнь, остановишься — пропадешь из виду»
- Вы поступали в 1998-м. На тот момент МИЭФ был совсем новым и не так хорошо известным институтом. Почему вы рискнули выбрать именно его?
В первом выпуске МИЭФ училась моя хорошая знакомая Анна Полякова, я получал от нее информацию из первых уст и понимал, какой классной и интересной жизнью она живет. Я приехал в Москву с Поволжья и перед поступлением в вуз думал — если уж покорять Москву, то делать ставку на самое передовое, а обучение на английском и двойной диплом казались чем-то заоблачным и очень привлекательным.
Тогда Вышка все время резонировала в прессе и в образовательных кругах как передовой и, во многом, революционный вуз, где разрабатывали «прорывные» программы. При этом у Вышки и в частности у МИЭФ был фундамент — институт формировался по инициативе передовых экономистов из МГУ, но предлагал образование по западному образцу, с которым ты мог легко работать и учиться за границей. Еще одним плюсом был тот факт, что МИЭФ был создан при поддержке ряда ведущих банков для дальнейшего развития отрасли. Это была и миссия, и поддержка для студентов с точки зрения интеграции в профессию и постоянной связи с банковской сферой.
- Какие преимущества на рынке труда в 2002-м давала такая новинка как двойной диплом?
Когда я поступал, то совсем про это не думал. Но в 2002 году я увидел огромные преимущества. Я научился работать с деловой информацией на английском, аналитически воспринимать ситуацию, видеть ее глобально, вообще комплексно смотреть на мир и не бояться вызовов, потому что многократно за время учебы проверил свои возможности. Первые полгода учиться было тяжело, как любому вчерашнему школьнику вдали от дома — это проверка на крепость, и ее нужно пережить, потому что это дает тебе нужное ускорение к дальнейшим целям. Мою уверенность в себе подкрепило то, что со второго курса я начал работать, это на деле подкрепляло учебные материалы и визуализировало опыт преподавателей. Кроме того, благодаря навыкам, полученным в МИЭФ, я научился заниматься самостоятельно и таким образом сформировал свой стиль обучения. Я научился получать знания постоянно и не из-под палки, что очень пригодилось в последующих образованиях.
- Ваша первая работа была связана со специализацией по диплому?
Да, и я нашел ее благодаря МИЭФ. Это был Международный Банк Санкт-Петербурга, где я освоил особенности работы в финансовой структуре и вообще понял, что к чему в моей будущей профессии.
- Как вы приобрели промышленную специализацию?
Так получилось, что с самого начала моей карьеры в банках я работал с финансированием разных отраслей. В какой-то момент пришлось серьезно погрузиться в металлургию и горнодобывающую промышленность — позже я перешел в клиентский банковский бизнес работать прицельно с этими отраслями. Мне было интересно, да и вообще металлургия и горнодобывающая отрасль являются большой частью российской экономики, в которую делаешь видимый вклад. С этими отраслями я связан уже 18 лет, участвовал в различных сделках, освоил массу интересных нюансов и особенностей и все еще продвигаюсь в своих познаниях.
- Стоит ли затачивать свою специализацию под определенную отрасль, или тонкости постигаются исключительно на практике?
Это как раз вопрос о самообразовании и понимании своих целей. В вузе тебе дают универсальный набор знаний и навыков, и если ты в студенческие годы выявляешь свои интересы и работаешь в этом направлении, то рано или поздно количество перейдет в качество. Практика безусловно важна, но преуспеть в ней ты сможешь уже осознав свои интересы — нужно читать аналитические отчеты, пытаться разобраться — что, как, зачем или почему в различных экономических ситуациях, постоянно задавать себе, да и преподавателям, вопросы. Тогда складывается система знаний в интересующей тебя сфере. Например, моя связь с металлургией началась в тот момент, когда я родился — это произошло в Златоусте, типичном металлургическом городке Южного Урала. Многие обстоятельства и производственные процессы формировали условия жизни моей семьи, поэтому индустрия стала неотъемлемой частью моей жизни, понятной и близкой, с которой я предпочел не расставаться и в дальнейшем.
- Возможно ли заменить самообразованием фундаментальное образование?
На первом модуле МВА у меня было очень полезное упражнение. Нужно было представить, где и кем вы хотите оказаться лет через 30-40. Причем, этот образ требовалось конкретизировать вплоть до размера необходимого тебе уровня дохода, места и условий проживания и т. п. После детализации нужно было перенестись на 10 лет вперед (то есть, назад) и задаться вопросом: что вам нужно сделать через 20 лет, чтобы оказаться в той точке через 30, какими ресурсами вы должны обладать и какие шаги необходимо будет предпринять?
Это упражнение можно проделывать несколько раз для того, чтобы разложить и детализировать все свои возможные задачи и действия в любых временных отрезках, анализировать и выстраивать долгосрочную программу действий. Это помогает увидеть всю ценность фундаментального образования «из будущего» и показывает точку формирования вашего мышления и вашей личности, вот поэтому вуз так важен. Если вы студент — разложите свои мечты по полочкам уже сейчас, и вы поймете, зачем учитесь, что это вам даст, какими soft skills это подпереть, и, возможно, все в жизни встанет на свои места или станет проще.
- Как прокачивать soft skills?
До МВА я даже не подозревал, насколько они важны. Это презентация, умение себя подать, умение анализировать и интерпретировать, даже скорочтение оказывается крайне важным навыком в моей сфере. На каком-то этапе в карьере нужно изучить себя со стороны — я это сделал в 2009 году во время учебы, когда проанализировал видео своих учебных выступлений и сравнил себя с другими спикерами. Я увидел огромные белые пятна, которые надо закрывать. Но это уже определенный этап карьеры, в самом начале все-таки важнее знания.
- Вы учились в нескольких зарубежных вузах. Почему одного фундамента знаний для вас оказалось недостаточно?
В «Алисе в стране чудес» Льюиса Кэррола есть замечательная фраза: нужно бежать со всех ног, чтобы просто оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть — надо бежать вдвое быстрее. Мир меняется, особенно сейчас, в эпоху цифровых прорывов, нужны новые навыки, и от любого специалиста требуется быть открытым к нововведениям и впитывать все как губка. Я считаю, что раз в 3-5 лет нужно обновлять знания, причем капитально, менять угол зрения и открывать другие горизонты. Не нужно ставить на себе крест, а отговорка типа «мне уже поздно что-то менять» это попросту приговор и, честно говоря, неправда. Учиться нужно всю жизнь, остановишься — пропадешь из виду.
- Вам удалось совместить академизм МГУ, написав диссертацию, и исключительную практичность London Business School. Почему вы выбрали прикладной вариант применения знаний?
Наверное, дело в том периоде, когда я поступал в МИЭФ. Это был 1998 год, и отчаянно хотелось финансового благополучия. Поэтому карьера сложилась с самого начала наиболее прикладным образом, развиваться в этой сфере было легко и интересно, и я продолжаю учиться и расти. Сейчас я бы попробовал себя в академической сфере, потому что она дает возможность занятий экономикой на высоком уровне, что очень интересно.
- Насколько подготовки МИЭФ хватило для обучения на западе?
В учебе в МИЭФ есть такой лайфхак, когда ты заканчиваешь бакалавриат на английском языке, то в последствии не нужно сдавать TOEFL при поступлении в иностранный вуз. Это засчитывается как полноценное обучение по программе Лондонского университета. Другим плюсом стала отличная математическая школа — вообще сталкиваясь с различными западными вузами я сэкономил кучу времени и почти не отрывался от работы на подготовку благодаря диплому и навыкам, полученным в МИЭФ.
- Какова важность «граблей» и «шишек» в карьере? Что вам как профессионалу дал негативный опыт?
Любой опыт, в том числе плохой — это бесценные уроки жизни. Когда возникает проблема, открываются новые возможности твоего мышления. Любая нестандартная ситуация требует решений, которые ты генерируешь из своего опыта и теоретических «файлов», тогда появляется понимание, как выкрутиться. Ведь вся работа, как и жизнь, это поиск решений, желательно — нестандартных. И вот так, грабли за граблями, ты накапливаешь качественный опыт, учишься создавать что-то новое, расти, особенно это помогает в карьере — потому что такое качество как находчивость, полезность для компании, выделяют тебя на фоне других сотрудников.
- Вы еще планируете учиться?
Я закончил учебу в 2015 году. Думаю о том, чтобы учиться дальше, осваивать новые области. Сейчас в свободное время я изучаю Python, испанский язык и продолжаю самообразование. Мне также интересны технологические тематики, и я их активно изучаю отрасли и сферы жизни, открытые для прорывов.
Соня Шпильберг, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ