«Учусь у студентов МИЭФ большему, чем они – у меня»
- Олеся, как складывался ваш карьерный путь, думали ли вы о преподавательской деятельности до прихода в МИЭФ?
На самом деле, я мечтала с самого детства быть учительницей. Первые шаги навстречу мечте сделала через несколько лет после выпуска из университета им. Г.В. Плеханова. Поступив в аспирантуру, с удовольствием отучила там полгода, построив тёплые отношения с моими первыми настоящими студентами. Кому-то их них даже помогла с началом карьеры, так как к тому времени у меня уже был обширный круг знакомств в профессиональной среде. Можно сказать, что это были мои первые «поставки» интернов друзьям и коллегам.
Сама же я начинала свою карьеру в «Deloitte»: будучи студенткой третьего курса пришла в департамент аудита. Через пару лет перешла в международную табачную компанию, в отдел внутреннего контроля, а в дальнейшем присоединилась к компании «Джонсон и Джонсон» в качестве менеджера финансового департамента, отвечающего за комплаенс (соответствие системы управления/контроля в организации внутренним или внешним требованиям или нормам – прим. ред.) в фармацевтическом подразделении.
Я всегда с удовольствием принимала участие как ведущий на тренингах внутри компаний, в которых работала. На последнем месте это даже было частью моих обязанностей – рассказывать сотрудникам прочих департаментов о том, что такое внутренний контроль и комплаенс. И мне это очень нравилось. В 2013 году я решилась на непростой шаг – оставить индустрию, покинуть «Джонсон» и работу 5/8 и уйти в совершенно новую для себя сферу, став преподавателем университета. Желание заняться тем, к чему по-настоящему лежала душа, и поддержка семьи, особенно мужа помогли мечте стать реальностью; он помогает до сих пор держать высокую планку своей верой в меня и дельными советами.
- Почему выбрали МИЭФ?
Потому что МИЭФ – это имя, равно как и определённый уровень. Я привыкла нацеливаться на лучшее сразу, поэтому своё резюме отправила лишь на несколько топовых факультетов лучших ВУЗов Москвы. Моё образование вкупе с международной сертификацией (ACCA), свободное владение английским языком давали определённое преимущество, а знания и профессиональный опыт в сфере бизнеса для таких предметов как бухгалтерский и управленческий учёт и аудит, на мой взгляд, насущная необходимость.
- Как опыт работы в корпорациях помог вам в МИЭФ?
Прежде всего, это сильно прокачанные soft skills, тренинги по которым проходят все профессионалы Большой четвёрки. Большая четвёрка вообще, по моему мнению, прекрасный старт карьеры: человеческий капитал - это их ключевой актив, и это то, во что компания готова вкладываться. В то время, когда карьеру начинала я и мои друзья (назовём это «тучными временами»), на обучение и профессиональный рост сотрудников эти компании тратили огромные ресурсы.
Умение работать с разными инструментами для подготовки презентаций, навыки public speaking, профессиональные знания, необходимые для преподавания финансовых дисциплин, выстраивание субординации в коллективе молодых амбициозных специалистов – это всё то, что очень помогало мне в работе всегда и определило успех как преподавателя.
- В прошлом году состоялся ваш первый выпуск, как складывалось сотрудничество с факультетом и UoL все это время?
Ребята, которые выпускались в прошлом году – первые, у кого я преподавала в новом статусе, став лектором по предмету Бухгалтерский учёт (Principles of Accounting), обязательному для всего потока студентов на втором курсе. Ведь придя в МИЭФ в 2013 году, я начала всего с одного семинара в неделю. Через пару лет уже зарекомендовала себя как надёжный преподаватель, в сетке которого стояло пять занятий в неделю, и мне предложили занять позицию лектора. После успешного интервью с лондонским академическим комитетом, курирующим все внешние программы University of London, мою кандидатуру утвердили. Вот уже четвёртый год я лектор предмета Principles of Accounting и ассистирующий лектор по предмету Management Accounting внешней программы Лондонского университета.
- Где-то на просторах Интернета Вы упоминали, что в качестве начинающего преподавателя вам приходилось себя преодолевать, в чем заключалось преодоление?
Начнём с того, что вещать перед яркой, умной, но в то же время и очень склонной к критике, в силу своего возраста, молодой аудиторией в 250 человек, да ещё и на языке Шекспира – это тот ещё вызов. До сих пор каждая первая лекция «в сезоне» для меня некоторый стресс. Однако аплодисменты в конце (есть такая прекрасная традиция в университете – хлопать в конце удачной лекции) очень быстро его снимают. Хочется верить, мы быстро находим общую волну с ребятами.
Преодолевать страх публичного выступления, держать внимание аудитории, учиться правильно отвечать на вопросы посреди лекции, не скатываться в дискуссии с кем-то одним, заставляя скучать остальных – это все можно наработать только опытом. Когда сама посещаю занятия в качестве студента (а я постоянно стараюсь учиться чему-то), всегда стараюсь запомнить те приёмы выступающих, которые мне кажутся эффективными, и обязательно отмечаю, что мне не нравится в лекции и заставляет терять интерес.
- Как курс по бухгалтерскому и управленческому учёту (традиционно принято считать, что это скучный предмет) Вам удаётся сделать насыщенным и увлекательным?
Любой предмет можно сделать интересным, если немножко отойти от академических рамок преподавания, разбавить историями из практики и хорошей долей юмора. Я задала тот же вопрос студентам, и вот, что они сказали: «петушки на палочке за выход к доске – это лучшая мотивация!», «потому что в лекциях есть мемы из Game of Thrones», «потому что задача про Ваню и его лопнувший бюджет, когда у него появилась девушка, интереснее, чем безликие продукты А и В», ну и конечно «потому что мы много смеёмся».
Мне кажется, что хороший преподаватель - это отсутствие высокомерия, общение со студентами на равных, доступное объяснение сложных вещей. Я всегда стараюсь добиваться того, чтобы все поняли мою тему, очень стараюсь приводить «хайповые» примеры, чтобы на жизненных иллюстрациях объяснить какой-то новый концепт. Ведь бухучет – он везде.
- Что помогает лично Вам развиваться в качестве преподавателя и проводить успешные классы?
Во-первых, это точно сами ребята. Студенты МИЭФ совершенно потрясающие: трудолюбивые, старательные, целеустремлённые, требовательные; не покривлю душой, если скажу, что мне хочется им соответствовать. Всегда говорю, что учусь у них большему, чем они – у меня.
Во-вторых, постоянное самообразование. Вышка предоставляет прекрасные возможности для развития преподавательского состава: всегда можно посетить мастер-классы по различным «аудиторным» навыкам, если же не хватает времени на offline визит, онлайн платформы типа Coursera или EdX очень выручают. Но когда только начинала преподавать, я о них не очень-то знала, поэтому пересмотрела десятки TED talks в поисках правильных приёмов public speaking and presentation, и даже это очень помогает на первых порах. В прошлом году нам с моим коллегой Даниилом Есауловым руководство предложило пройти онлайн курс в LSE «Learning and Teaching in Higher Education», это уже не про soft skills, а про современные тренды в высшем образовании, техники и приёмы обучения. Было полезно, хотя и сложно – курс рассчитан на несколько месяцев, и мы смеялись, что не хуже студентов ленимся и откладываем выполнения заданий на последний момент.
В-третьих, думаю, очень важно быть на гребне волны в плане технических новинок. Например, я первая из преподавателей МИЭФ завела канал в Telegram «Бух и Дух», где выкладываю, в том числе screenrecording пошаговых решений экзаменационных задач. Для этого пришлось приобрести дополнительные девайсы и освоить пару новых приложений. Плюс я всегда стараюсь встроить в учебный процесс какие-то on-line новинки в сфере преподавания, например, домашние работы даю с автоматическим грейдингом и с использованием google docs или случайно распределяю работы на самопроверку при помощи платформы peergrade.io. Подобные приемы, помимо прочего, позволяет получить персональный фидбек в краткие сроки и разгрузить семинаристов. Теоретические лекции стараюсь делать в Prezi.com, которая визуально намного более красива и динамична, чем старый добрый Power Point.
- Какие цели вы ставите перед собой сейчас?
Не останавливаться в темпе развития. Я сама очень люблю учиться, люблю языки: говорю на итальянском и учу сейчас вместе с дочерью испанский, люблю путешествовать – живу девизом «ни месяца без перелёта». Из краткосрочных целей, например, планирую присоединиться к летней школе LSE, чтобы вернуться с новыми идеями и знаниями для своих лекций. И да, это то, что мне тоже очень нравится в профессии преподавателя: возможность учиться новому и много путешествовать как в течение года, так и во время долгих летних каникул.
Есть такая расхожая фраза-афоризм: «Выбери себе дело по душе, и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни». Так вот в моем случае совершенно неправильно говорить о «работе»: я прихожу в аудиторию каждый раз с удовольствием, преподавание приносит мне потрясающую отдачу, моральное удовлетворение, профессиональный рост и желание двигаться вперёд.
Анастасия Чумак, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ