«МИЭФ укрепил веру в себя и свои способности»
- Расскажите, пожалуйста, в какой момент возник интерес к экономике?
- В школе, я училась в Лицее № 1535 в классе экономико-математического профиля. Помимо обычных уроков экономики я еще посещала школьный экономический кружок. Впоследствии многие мои одноклассники по кружку стали студентами МИЭФ. Учиться я любила всегда, с 9 класса начала участвовать в олимпиадах математического и экономического профиля, была призером регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике.
- Вы рассматривали другие вузы для поступления и почему выбрали МИЭФ?
- Нет, другие вузы я не рассматривала, поступала целенаправленно в МИЭФ, потому что многие выпускники моего лицея рекомендовали именно его. Да и сравнивая МИЭФ с другими экономическими факультетами московских ВУЗов, я понимала, что на сегодняшний момент система обучения в МИЭФ – это оптимальное сочетание теоретических и практических дисциплин. Я хотела получить фундаментальное образование, после чего выбрать более узкое направление в магистратуре. Кроме этого, меня, конечно, привлекала в МИЭФ возможность получить двойной диплом.
- Что в процессе обучения в МИЭФ вам понравилось больше всего, а что, может быть, хотелось усовершенствовать?
- Учеба в МИЭФ дала мне огромный рывок. Я научилась не бояться ставить перед собой совершенно новые задачи, МИЭФ укрепил веру в себя и в свои способности. На первом курсе учеба давалась очень тяжело, но с каждым годом становилось легче, потому что МИЭФ закаляет.
При действующем в МИЭФ учебном плане у студентов остается мало возможностей поехать на семестр учиться по обмену в зарубежный вуз. Например, в весеннем семестре сделать это невозможно, потому что в мае в МИЭФ проходят Лондонские экзамены. В то время как опыт учебы за рубежом ценится и при приеме на работу, и при поступлении в магистратуру. Возможно, если немного разгрузить осенний семестр в МИЭФ, у студентов было бы больше возможностей уезжать учиться по обмену и осваивать несовпадающие курсы в дистанционном режиме (посредством видеолекций).
- Почему вы решили принять участие в НИРС, это ваш первый опыт?
-Первый раз я подала работу на конкурс НИРС после второго курса МИЭФ. Это было междисциплинарное исследование, посвященное изучению такого явления как «фабрика дипломов» и роли государственного регулирования (научный руководитель – Ольга Кузина). Но из-за междисциплинарности работы я подала ее по направлению «Государственное и муниципальное управление», что не вполне соответствовало сути исследования. Поэтому тогда мне не удалось стать призером НИРС. Зато эта работа успешно прошла рецензирование, и меня пригласили принять участие в студенческой секции 3-го Российского экономического конгресса, проводимого Новой экономической ассоциацией. Это придало мне уверенности, и я решила продолжить изучение данной тематики.
- Чему посвящено ваше исследование, получившее на конкурсе НИРС-2018 2-е место?
- По сути это сокращенная версия моего диплома. В работе предложена теоретическая модель, которая описывает конкуренцию элитных университетов с вузами из массового сектора высшего образования. На основе этой модели исследованы мировые практики государственного регулирования, включающие политику приема, субсидирование платы за обучение, прямые субсидии, предоставляемые университетам, установление нормативов качества образования и другое. В модели я старалась отразить специфику образовательного процесса, например, учитывала так называемый эффект сообучения.
- Планируете ли вы академическую карьеру?
- Никогда не планировала. Еще до поступления в МИЭФ меня привлекала карьера в области менеджмента, поэтому, получив фундаментальное экономическое образование, я приступила к реализации своей мечты. Кстати, при написании диплома я использовала модели вертикальной дифференциации товаров, весьма популярные в маркетинговом анализе, так что полученные при работе над дипломом знания и навыки оказались весьма полезны для анализа рынков в целом. Надеюсь применить эти знания при написании магистерской диссертации.
- На какой образовательной программе вы сейчас учитесь?
- Сейчас я учусь в Роттердамской школе менеджмента Университета Эразмус на программе Master in Management. В процессе обучения в МИЭФ я поняла, что у меня не лежит душа к финансам, но хочется работать в реальном секторе. Поэтому я рассматривала магистерские программы, связанные с менеджментом, маркетингом и стратегическим управлением, чтобы получить больше релевантных знаний и навыков в этой области. Кроме того, считаю важным получить опыт учебы и работы в мультикультурной среде, поэтому я рассматривала только зарубежные магистерские программы. В Роттердамской школе менеджмента я получила возможность участвовать в конкурсе на стипендию Orange Tulip Scholarship, присуждение которой в значительной степени повлияло на мой выбор.
Orange Tulip Scholarship – стипендиальная программа голландских вузов для талантливых студентов из России. В программе участвуют 14 университетов Нидерландов, которые предлагают более 40 грантов на образовательные программы бакалавриата и магистратуры по различным специализациям от экономики до медицины. Стипендии OTS могут покрывать как частично, так и полностью стоимость обучения, в некоторых случаях покрывают расходы на проживание, визу, страховку. Претендовать на стипендию могут граждане России в возрасте от 18 до 35 лет, постоянно проживающие на территории страны и уверенно владеющие английским языком (подтверждено результатами IELTS и TOEFL). Кроме этого, на момент подачи заявки на стипендию студент не должен учиться или работать в Нидерландах.
- Как выстроен учебный процесс в Роттердаме?
- Поскольку моя программа рассчитана на людей с разным жизненным опытом и багажом знаний, учебный процесс очень насыщенный и интенсивный. Предметы длятся максимум 6 недель. Задача преподавателей – дать как можно больше знаний и практики в совершенно разных областях, связанных с бизнесом. Требования к студентам существенно отличаются от принятых в России: значительно больший упор делается на самостоятельное изучение статей и групповые проекты. Мне нравится, что за полгода обучения я успела поработать в команде со всеми студентами программы. Я познакомилась с совершенно разными людьми, наблюдала их стили и подходы в работе, попробовала различные роли в команде.
- Каковы ваши дальнейшие карьерные планы?
- После окончания магистратуры планирую остаться поработать в Нидерландах пару лет для приобретения опыта.
- В какой стране вам хотелось бы жить и работать дальше?
- В дальнейшем хотелось бы вернуться в Москву и работать здесь.
- Как вы проводите свободное от учебы время?
- Много путешествую и читаю. Удивительно, но в магистратуре появилось больше времени для себя, стараюсь максимально использовать такую возможность.
Анастасия Чумак, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ