• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Покровский бульвар, д. 11, корпус T, Москва, 109028

Тел.: +7-495-580-89-19

E-mail: icef@hse.ru

Как добраться >>

Руководство
заместитель директора по академическим вопросам Замков Олег Олегович
Заместитель директора по науке Никитин Максим Игоревич

«Я твердо верю, что экономика действительно способна объяснить, как устроен наш мир»

Илья Ильин стал Победителем премии ВШЭ Золотая Вышка в номинации «Серебряный птенец» в 2016 году, в 2017 году окончил обучение в бакалавриате МИЭФ с красным дипломом НИУ ВШЭ и дипломом Лондонского университета первой степени отличия, а потом получил приглашение на программу PhD по экономике от Бостонского университета, где продолжает учиться и сейчас. В интервью он рассказал, почему стоит изучать экономику именно в МИЭФ, чем плоха замкнутость академической среды, и что роднит экономическую науку с философией.


Почему МИЭФ?

Интерес к экономике возник у меня после просмотра фильма «Wall Street». Меня впечатлила идея о том, что, понимая механизмы, которые движут финансовыми рынками и экономикой, можно зарабатывать огромные деньги и оказывать безграничное влияние. Тогда я осознал, что на самом деле движет нашим миром, и захотел узнать об этом все. Конечно, позже я понял, что экономика занимается вещами гораздо более широкими, чем просто финансовые рынки, но фильм до сих пор остается моим любимым, а цитаты Гордона Гекко я знаю наизусть.

К началу старшей школы экономика стала «делом всей моей жизни», и я твердо решил продолжить обучение на лучшей экономической программе в стране. Тогда встал вопрос, какими критериями я должен руководствоваться при выборе университета. По моему мнению (и со временем я убедился в правильности этого), для экономического факультета имеет значение лишь один параметр — его близость к интеллектуальным стандартам Запада. В России отсутствует своя собственная экономическая школа из-за социалистического прошлого. Ведущие университеты США и Великобритания находятся в авангарде экономической науки. В нашей стране есть только один институт, который наиболее близко подобрался к передовым стандартам в области экономики — это МИЭФ. После такого заключения выбор стал для меня просто очевидным.

Дисциплина, вдохновение и мотивация

Для меня самым сложным были первые три месяца учебы. Мне было 17 лет, я переехал из Новосибирска в Москву и начал жить сам по себе. Потребовалось некоторое время, чтобы адаптироваться, обосноваться и откалибровать новый образ жизни. К тому же, учеба в МИЭФ основана на способности критически мыслить, а не на пустой зубрежке, как это было в школе. И чтобы к этому привыкнуть, потребовалось некоторое время.

Самое запоминающееся, что произошло со мной во время учебы, связано с двумя людьми. Я думаю, что у человека на каждом этапе его жизненного пути должен быть ментор, а мне посчастливилось встретить двух людей, которых я могу действительно назвать своими наставниками. На первом курсе я слушал курс «History of Western Philosophy», который вел доктор Кристер Сайрсингх. Меня настолько увлекли идеи некоторых мыслителей, что мне захотелось обсудить их с преподавателем, а потом мы продолжили общение, которое кардинальным образом изменило мои приоритеты и взгляды на жизнь.

На третьем курсе я познакомился с профессором Ударой Пейрисом, который своим примером показал мне, что такое экономическая дисциплина и как надо заниматься экономическими исследованиями. Под руководством профессора Пейриса я писал курсовую и дипломную работы, и он сильно помог мне с поступлением в аспирантуру BU (Boston University — прим.). Знакомство с этим человеком окончательно сформировало меня как профессионала и дало четкое понимание того, чем я хочу заниматься в дальнейшем.

Окончить учебу на «отлично» вовсе не так тяжело. Как я уже сказал, экономика — это дело всей моей жизни, и естественно она в приоритете по сравнению со всем остальным. Любой человек, готовый сделать учебу своим приоритетом, может попасть в топ рейтинга, получить красный диплом и продолжить обучение в лучших университетах США или Европы. Естественно, придется чем-то жертвовать. Например, вместо похода в бар с друзьями иногда приходилось работать над заданием по эконометрике. Но слово «жертва» в данном случае не несет негативного оттенка. Просто ты отдаешь предпочтение тому, что для тебя важнее. Если ты делаешь все домашние задания, понимаешь все концепции на столько, что можешь объяснить их другим, и решаешь экзамены прошлых лет для подготовки к сессии, то красный диплом тебе обеспечен. Главное — оставаться мотивированным.

Поступить на PhD, чтобы «раздвинуть» границы

Изначально мое увлечение экономикой было обусловлено желанием понять, как работают финансовые рынки и институты. Я хотел использовать эти знания и заработать состояние, как, например, это сделали Джордж Сорос и Джим Роджерс. Но по окончании первого курса ко мне пришло понимание того, что экономика совсем не о том, как зарабатывать деньги. Если хочешь сколотить состояние, покупай дешевле и продавай подороже. Экономика — это некая жизненная философия, которая дает нам понимание того, как работает мир, в котором мы живем. Как бы по-марксистски это ни звучало, но нашим миром движут экономические отношения. Базовый аргумент в пользу этого утверждения состоит в том, что, прежде чем делать что-либо, люди должны удовлетворить свои базовые материальные потребности, используя свои ресурсы наилучшим образом. Я твердо верю, что экономика действительно способна объяснить, что движет людьми, как они принимают решения, и, как следствие, как наш мир устроен. Деньги отошли для меня на второй план. Я решил, что первым делом мне надо достичь границ экономических знаний, и только программа PhD способна предоставить такую возможность. Звучит, как строчка из мотивационного письма - но это чистая правда.

Бостонский университет: как все устроено

Мой выбор был до смешного прост. Я подал документы в 9 школ, изначально проранжировав их по привлекательности. На первом и втором местах моего рейтинга были Гарвард и Йель соответственно, но с ними не сложилось. Следующим в рейтинге был BU, который дал мне приглашение в первой волне. Так что после этого, я даже не рассматривал другие варианты. Если не ошибаюсь, приглашения также дали University of Notre Dame, Ohio State University, Emory University и UC Davis. В Бостонском университете очень хороший экономический факультет и много профессоров, с которыми можно работать. Плюс университет предоставил мне очень щедрый пакет льгот, который позволяет мне комфортно жить.

Я учусь на программе PhD in Economics, и после ее окончания получу докторскую степень. На первом году обучения все студенты обязаны взять стандартный набор ключевых курсов: макроэкономика, микроэкономика, эконометрика, статистика, математика. Технический уровень знаний по экономике очень высокий, и требуется целый год усердной учебы, чтобы достичь-таки границ экономических знаний, о которых я говорил. Достигнув их, ты можешь пытаться начать «раздвигать» эти границы. По сути, этому и посвящены 2-4 года докторской программы, когда ты занимаешься своими собственными исследованиями и пишешь диссертацию.

На самом деле, не было чего-то очень неожиданного в плане учебы. Все очень похоже на обучение в МИЭФ, разве что упор во время классов делается на обсуждение материала и выражение своего мнения. Хотя, пожалуй, очень непривычно было то, что люди здесь совсем по-другому относятся к оценкам. В МИЭФ все крутилось вокруг твоих баллов за экзамены. В США, а особенно в высших учебных заведениях, оценки не имеют ни малейшего значения, если ты выполняешь минимальные требования программы. Гораздо важнее, какие знания и идеи ты освоил после того, как прослушал курс.

Мост между академическим миром и реальностью

Стандартный путь человека, получившего докторскую степень по экономике, — это профессорская позиция в каком-нибудь университете, где он может продолжить заниматься своими исследованиями. Больше всего в академии меня беспокоит то, что она замкнута в самой себе и не связана с внешним миром. Экономисты-академики пишут статьи (причем первоклассные!), обсуждают их с другими экономистами-академиками на конференциях и семинарах, публикуют их в журналах, которые читают лишь другие экономисты-академики. И все. Жизненный цикл исследования завершен. Ну, может быть, другой экономист процитирует ее в своей собственной статье. Меня это не устраивает.

Я хочу использовать результаты исследований, чтобы менять что-то вокруг нас. Скажем так, я хочу построить мост между академией и реальной экономикой. Карьера в экономическом консалтинге, инвестиционном секторе, организациях типа Федеральной резервной системы (ФРС) США или МВФ может предоставить мне эту возможность. На данном этапе я рассматриваю множество вариантов развития моей карьеры. К слову, сейчас я работаю с профессором над исследованием, в котором заинтересована ФРС, и она хочет принять в нем участие.

Дело в том, что Федеральный резервный банк (ФРБ) Атланты начинает новое исследование налоговой политики в Штатах. Профессор, с которым я работаю, в свое время создал модель. Она дает совершенно новый взгляд на эффект, который изменение налогового кодекса (и другие фискальные меры) оказывает на общество. И ФРБ Атланты хочет использовать эту теорию/модель. На моей стороне вся техническая составляющая модели (например, разработка и модификация компьютерного кода), плюс обработка данных. Я провел неделю в Атланте настраивая инструмент и объясняя ребятам из ФРБ, как он работает и каков его функционал. И в итоге, я был туда приглашен в качестве интерна, чтобы продолжить работать над этим и над парой других проектов. То, что я сейчас делаю, идеально сочетается с моим убеждением в том, что академия должна тесно сотрудничать с реальным миром.

Софья Урманчеева, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ