«Чтобы сделать предложение инвестору — нужно уметь хорошо считать»
Вы заканчиваете второй курс МИЭФ и, должно быть, хорошо помните, почему выбрали именно его?
По направлению «экономика» ВШЭ показался мне самым сильным вузом. МИЭФ меня очень привлек тем, что обучение идет на английском, и тем, что это программа двух дипломов совместно с Лондонским университетом. То есть на выходе ты получаешь еще и диплом известного зарубежного вуза. Я поговорил со студентами МИЭФ, мне сказали, что учиться довольно сложно — на сессии иногда средний балл 20 из 100 баллов, и это нормально. Мне показалось, что это шутка, но теперь я знаю, что нет. Здесь действительного многого требуют от студента, и это хорошая закалка.
В чем именно для вас заключалась эта полезная сложность?
На лекциях дают много материала и более сжато, чем, скажем, в школе. Каждую неделю прорабатывается новая тема, даются новые задания, и все это нужно успевать усваивать. Но у меня было преимущество — до поступления я ходил в вечернюю школу МИЭФ, где прошел почти половину первого курса, плюс я сам увлекался статистикой и теорией игр, поэтому с математикой у меня было все хорошо. Второй курс был сложнее, было больше ответственности и меньше времени — тогда я проходил Лидерскую программу Фонда русской экономики (ФРЭ), где одним из условий было присоединение к чужому проекту либо разработка своего. Я решил испытать себя, выбрав свой. И это задание получило неожиданное продолжение.
Многие студенты сейчас ищут себя в бизнесе. Как вы думаете, что их заставляет рисковать и наступать на грабли, пробуя себя в стартапах?
Я решил заняться стартапом, потому что у меня появилась такая возможность, реализация бизнес-идеи — это, конечно, сейчас популярно, но также это и ценный опыт. Попробовать себя в бизнесе хорошо уже во время учебы. Это полезно с точки зрения опыта, ты понимаешь, как вести проекты, как устроены бизнес-процессы изнутри, как налаживать связи с партнерами, с другими бизнесами, а в процессе реализации ты получаешь связи, которые потом могут пригодиться в жизни. Кроме того, каждый активный человек хочет сделать что-то свое, быть заметным среди других, что-то оставить после себя, и логичный выбор — делать свой бизнес. А сейчас в России, и в молодежной среде особенно, появилось много возможностей для предпринимателей.
Расскажите про идею стартапа TruView, откуда она пришла и почему нашла продолжение вне учебного процесса?
Мои знакомые, да и я сам, посещаем иногда образовательные курсы, где не все ожидания оправдываются. Реальность не всегда совпадает с информацией со страницы курса. Первоначально у меня появилась идея сделать агрегатор учебных курсов с рейтингом на основе профстандартов (квалификации, необходимые работнику для выполнения профессиональной деятельности, профстандарты также составляют объединения работодателей, профессиональные сообщества — прим.). Хотелось создать свой Standard & Poor’s для образования.
Идею я презентовал во время лидерской программы Фонда русской экономики, но эксперты ее не отобрали. Затем нас пригласили в Бизнес-инкубатор Вышки. Это было 4 недели интенсивных занятий, в том числе с экспертами. За это время мы провели интервью с пользователями и b2b-клиентами, а параллельно делали MVP (minimum viable product - минимально жизнеспособный продукт), он остался и сейчас по адресу edu.skilledfor.com.
Почти 80% пользователей говорили, что они доверят своим друзьям и знакомым, а не существующим отзывам в Интернете. Опрошенные из b2b жаловались на проплаченные отзывы и отсутствие достоверных рейтингов на агрегаторах. Так мы поняли, что нам лучше сделать pivot (изменение курса движения стартапа с целью протестировать новое направления развития – прим.) и сконцентрироваться на платформенном решении достоверных отзывов, и не только для образования. Например, наша особая фишка — это двухэтапная верификация. Так моя первоначальная идея агрегатора учебных курсов трансформировалась в стартап, миссией которого является “Оставить меньше фейковых отзывов будущим поколениям”.
Что значит «достоверный отзыв»?
Достоверный отзыв будет определяться фактом покупки товара или получения услуги. То есть человек действительно воспользовался услугой — например, прошел учебный курс, а значит, ему можно верить. Именно, закончил учебный курс, а не просто зашел на сайт Coursera и написал свой “отзыв” из двух слов “Вау, круто”. На той же Coursera при оставлении отзыва не запрашивается даже дата прохождения курса. Не говоря уже о том, что нет никакой проверки того, что человек пытался хотя бы начать курс.
Сейчас кто-то уже пользуется вашей разработкой?
Во время интервью с авторами образовательных курсов у нас уже были “ручные” продажи. Но мы решили выходить на рынок через агрегаторы, формируя базу отзывов и заодно подключая бизнес-пользователей. Сейчас у нас два пилотных проекта — один с образовательным агрегатором, второй с агрегатором услуг. Пилотные проекты – это одновременно и доработка продукта на основе обратной связи от клиентов и проверка новых гипотез. Параллельно решаем технические вопросы — например, как хранить данные согласно GDPR, и как наши клиенты будут получать доступ через API.
Вы с идеей стартапа участвовали в проекте «СтартMoney» на канале WBC. Какие выводы сделали из общения с инвесторами и экспертами?
Почти все эксперты нам говорят, что идея полезная, а инвесторы — что действительно есть проблема достоверности отзывов и рынок большой. Можно взять за пример успех стартап Glassdoor, который занимается отзывами на работодателей — это узкая сфера, но их недавно купили за 1,2 млрд. долларов. Следовательно, потенциал у нашего стартапа огромный.
Во время выступления на СтартMoney я строил презентацию только на примере рынка образования — в инкубаторе Вышке нас учили, что нужно сконцентрироваться на каком-то одном клиентском сегменте, который лучше всего знаешь. Эксперты посоветовали мне охватить международный рынок, и теперь мы разрабатываем новый план.
Как вы искали людей в свою команду?
Когда готовился к презентации идеи в Фонде русской экономики, я нашел поддержку среди группы студентов и выпускников Вышки, но пришлось всех распустить на том этапе. Потом я рассказал про свою идею отцу, и он сам решил войти в проект, стал техническим директором и одним из инвесторов. Второй партнер — друг моего отца, он загорелся нашей идеей. Мы часто встречаемся и распределяем наши задачи по проекту. Пока справляемся своими силами, но когда привлечем дополнительные инвестиции, будем искать еще людей, чтобы быстрее реализовать задуманное.
Похоже, проект отнял у вас много учебного времени. А какую пользу он принес в плане прикладных инсайтов? Если таковые случились.
Думаю, я лучше узнал все, что связано с финансовым учетом — это нужно для любого бизнеса. Чтобы сделать предложение инвестору — нужно уметь хорошо считать и прогнозировать, делать бизнес-модель, видеть тренды на рынках. Сейчас есть большой тренд на фактчекинг, верификацию — Илон Маск хочет создать сервис Pravda для оценки правдивости СМИ. В ближайшее время «Яндекс Маркет» изменит способ формирования рейтингов магазинов. Верификация пользователей — это очень серьезная проблема, ее сейчас пытаются решать крупные игроки рынка во всем мире, и ведущие компании начали задумываться об этом и в России.
Как вы видите свое развитие: бизнесмен, сотрудник компании, ученый?
Пока моя цель — это хорошо закончить вуз. Учеба для меня очень важна, потому что я планирую устроиться на хорошую работу. Всем известна нелегкая судьба стартапов, где выстреливает 1 из 10. Точнее, даже не выстреливает, а просто что-то зарабатывает. Конечно, работа в компании дает фундамент, там меньше рисков. Но сейчас все больше работодателей обращают внимание на бизнес-опыт, который студенты смогли получить во время обучения. Ведь всем известно, что образовательные стандарты отстают от профессиональных.
Поэтому я рассматриваю стартап не только как возможность проверить и сформировать свои бизнес-навыки как можно раньше. Но и как конкретную подготовку к первой должности после окончания вуза. Уже сейчас я рассматриваю вакансии стажера/аналитика в инвестиционных фондах. На днях проходил интервью в одном фонде, где в качестве тестового задания подготовил Investment Memo на несколько портфельных компаний этого фонда.
Кстати, о практике: как студента МИЭФ готовят к работе?
Как минимум нам дают больше, чем могут спросить на рабочем месте. У нас сложные внутренние экзамены — есть еще и внешние. По сложности внутренние перевешивают в несколько раз — нам дают много сложного материала, очень жестко оценивают, зато потом ты выходишь и понимаешь, что знаешь все. Я думаю, что это важно, и когда выйдешь на работу — не будет страха и периода адаптации, просто сразу окунешься с головой в профессиональные обязанности. Примерно так же по сложности и жесткости оценивания все происходит для нашего стартапа со стороны рынка, экспертов и инвесторов. Но я рад получить этот ценный опыт именно сейчас.
Вы участвуете в студенческой жизни МИЭФ?
В МИЭФ есть студенческие бизнес-клубы, куда, например, приходят эксперты из очень известных компаний и на кейсах рассказывают, как устроена компания, как там проходят бизнес-процессы, как прийти на работу или стажировку. Это дает много бонусов к фундаментальным знаниям, которые получаешь на лекциях. Начинаешь понимать правила, по которым работает индустрия финансов и бизнес.
Среди выпускников МИЭФ немало представителей крупнейших банков и компаний. Как они поддерживают студентов?
В МИЭФ есть менторская программа, где выпускники и старшие студенты оказывают поддержку — профессиональную или даже эмоциональную. У меня ментором была Екатерина Тимакова, выпускница МИЭФ 2017 года, она меня поддержала советами по поводу стартапа, помогала с учебой, особенно по части того, как это все совмещать. В любое время через менторскую программу можно попросить контакт выпускника и связаться с ним по любому поводу. Можно и просто написать кому-то из выпускников в соцсетях — это открытое сообщество, где все готовы друг другу помочь.
Вы уже выбрали специализацию?
Я выбрал банки и финансы. Но, выбрав эту специализацию, я не ограничу себя строго финансами — программа такова, что у меня много возможностей, я могу пойти в консалтинг, в инвестиционный банк, выбор за мной. Нам дают широкий пул знаний и умений, которые мы закрепляем на практике, чтобы сразу после выпуска стать стажером и начать прицельно строить карьеру.
Как МИЭФ помогает с трудоустройством и стажировками?
Есть Карьерный центр МИЭФ, в который можно обратиться. Я прошел стажировку уже после первого курса, кстати, навел меня на нее студент МИЭФ, и сейчас готовлюсь к новой.
Со стартапами часто бывает так, что на них «подсаживаешься», и часто, начав с одного, становишься бизнес-авантюристом. Вы такой?
Я горю идеей стартапа TruView, при этом проект может менять направление в зависимости от обратной связи клиентов. Для меня сейчас на первом месте учеба и будущая карьера. А стартап – с равным приоритетом, не после, а рядом. Нет ничего лучше, чем проверить знания одного из ведущих вузов страны практикой собственного бизнеса.
Соня Шпильберг, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ