Международный институт экономики и финансов

Выпускник МИЭФ стал доктором Гарварда

Владимир Мухарлямов окончил бакалавриат МИЭФ в 2008 году, после чего учился в магистратуре Лондонской школы экономики (ЛШЭ) и на программе PhD по экономике в Гарвардском университете. Весной 2016 года Владимир защитил свою PhD диссертацию в Гарварде и в августе начинает работать профессором финансов в университете Джорджтауна. В интервью порталу МИЭФ Владимир рассказывает, почему выбрал академическую карьеру и как достичь в ней успеха.


Об учебе в МИЭФ

- Владимир, легко ли Вам было сразу после школы определиться с направлением своего дальнейшего обучения?

- Крайне сложно. В старших классах я учился в Московском химическом лицее № 1303 и рассматривал возможность обучения на химическом, физическом или математическом факультетах. Также было интересно более подробно изучать сферу компьютерного программирования. Но в какой-то момент я понял, что меня привлекает сфера, где важны не только академические знания, но и коммуникативные навыки. За последние несколько десятилетий гонка вооружений сменилась экономической гонкой, и, на мой взгляд, экономисты сейчас играют роль, сопоставимую по важности с ролью физиков в середине прошлого века.

- Почему решили поступать именно в МИЭФ?

- В 11-м классе я одержал победу на Всероссийской олимпиаде по экономике и на Всероссийской олимпиаде по предпринимательству. Это давало возможность быть зачисленным без экзаменов в любой экономической вуз. Впрочем, на тот момент я уже определился с МИЭФ. Одно из очевидных преимуществ МИЭФ — это программа двух дипломов. Обучение на английском языке по высоким международным стандартам и диплом Лондонского университета помогают в поиске работы и дальнейшей учебе. Мне удалось поступить в магистратуру с полным покрытием стоимости и обучения, и проживания. К слову, я был далеко не единственным из своих однокурсников, которому удалось продолжить обучение в западной магистратуре совершенно бесплатно. Это, безусловно, говорит о первоклассном уровне подготовки, которую дает МИЭФ. И в ЛШЭ, и в Гарварде мне всегда помогал крепкий фундамент, заложенный в МИЭФ. Однако МИЭФ привлекателен не только качеством самого образования. На мой взгляд, в МИЭФ царит уникальная атмосфера (или даже культура), способствующая взращиванию успешных, целеустремленных людей, полных энергии и амбиций. Ведь важно не только то, что вы изучаете, но и среди каких людей вы находитесь. Более того, у МИЭФ сформировалась большая база успешнейших выпускников, с которыми легко выйти на связь по любому вопросу.

Про науку

- Как складывался Ваш карьерный путь после обучения в МИЭФ?

- Еще будучи студентом МИЭФ я начал работать в «Дойче Банке» инвестиционным банкиром. Когда учился в магистратуре Лондонской школы экономики, занимался структурированием товарно-сырьевых индексов. О специфике PhD программ на тот момент я ничего не знал и решил действовать по принципу «не попробуешь — не узнаешь». Поступив на PhD программы в Массачусетский технологический институт (MIT), Чикагский университет и Гарвард, я съездил в каждый из этих университетов познакомиться с профессорами, текущими и будущим студентами. Для этой цели американские университеты организуют особые дни открытых дверей, на которые приглашаются студенты, получившие от них предложение о зачислении. PhD программа Гарварда пришлась мне по вкусу больше всего, и я решил идти в аспирантуру именно туда.

- Все ли Ваши ожидания от учебы в Гарварде оправдались?

- Во-первых, программу PhD только с большой натяжкой можно назвать учебой. Потому что с первого курса студенты начинают заниматься научными проектами, а уже после второго курса и вовсе идет полноценная научная работа. И то, чем я занимался на PhD, принципиально никак не будет отличаться от того, что я буду делать вплоть до последнего дня своей научной карьеры. Поэтому, начиная «обучение» на какой-либо PhD программе, правильнее относиться к процессу не как к учебе, а как к работе. Во-вторых, важно отдавать себе отчет в том, что научные проекты, как правило, являются долгосрочными. С момента возникновения конкретной идеи до ее качественной реализации и дальнейшей публикации статьи в хорошем научном журнале, как правило, проходит не год и не два. Поэтому нужно переключиться с режима «от экзамена до экзамена» на гораздо более длительный горизонт планирования, т.е. запастись оптимизмом и терпением. В-третьих, оценки почти никак не связаны с успехом в написании научных статей. Можно виртуозно исполнять музыку Моцарта, выучив ноты наизусть, но задача PhD программы — сочинить собственную музыку. А это уже совершенно иной уровень сложности. На PhD программе я много узнал о специфике научной карьеры, и мое решение стать профессором стало более осмысленным.

Как оказалось, само кропотливое написание научных статей — это всего лишь вершина огромного айсберга. Наука имеет очень много схожих черт с бизнесом, да и вообще с любым креативным занятием. Научная публикация должна быть в чем-то уникальной. Этого можно добиться, например, получив доступ к интересным данным. Соответственно, нужно уметь строить отношения и договариваться с частными организациями или с государственными органами, которые могут поделиться подобными данными. Нужно уметь работать в команде: большинство статей сейчас пишутся в соавторстве. Нужно ставить краткосрочные и среднесрочные цели и следить за их реализацией. Нужно уметь вызвать интерес к своей работе, как минимум, в научной среде, т.е., нужно уметь продать свой труд.

Про успех

- Как добиться успеха в научной деятельности?

- На мой взгляд, секрет успеха универсален и не зависит от сферы деятельности. Я очень хорошо помню встречу на втором курсе в МИЭФ с Петром Авеном, главой «Альфа-Банка». Тогда я не до конца понял его совет — не важно, в котором часу вы пришли домой и что делали накануне, утром надо встать и прийти на работу. Сейчас я очень хорошо понимаю, о чем он говорил. Секрет успеха — в каждодневном труде. В науке, как я уже говорил, результат будет заметен только в долгосрочной перспективе, поэтому значимость каждого конкретного дня не так ощутима и есть большой соблазн устроить себе долгие выходные или фокусироваться над приятными, а не важными кусками работы. Спортивная дисциплина оказывается полезной — чтобы стать чемпионом, необходимо тренироваться каждый день в течение многих лет. Один из моих научных руководителей в Гарварде, Пол Гомперс, не только выдающийся экономист, но и спортсмен. Он был запасным в олимпийской команде США по марафонскому бегу и до сих пор держит рекорд Гарварда по бегу на 5 км., поставленный им в студенческие годы около тридцати лет назад. Профессор Гомперс обладает невероятной работоспособностью и дисциплиной как в своей профессиональный деятельности, так и в спорте. Например, один из немногих за последние много лет дней без спорта он провел в Антарктиде. В любом другом месте он бы нашел возможность выйти на заплыв, велопробег или пробежку. Какой бы деятельностью человек не занимался, важно каждый день совершать шаг, пусть даже маленький, по направлению к цели. Рано или поздно успех придет.

Совет абитуриенту

В английском языке слово «commencement» имеет два значения: «выпускная церемония» и «начало». Соответственно, важно понимать, что выпускной в университете — это не конец пути, а начало, первый шаг к чему-то большему. Поэтому выбор места учебы должен определяться тем, кем человек хочет быть через 5, 10, 20 лет. Это сложный вопрос, но на него необходимо ответить. Мне сложно представить, как бы сложилась моя жизнь без МИЭФ, и я просто счастлив, что 12 лет назад принял решение учиться именно в МИЭФ.