• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международный институт экономики и финансов

С.М. Яковлев о мифах про МИЭФ

Директор Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ Сергей Яковлев во время Всероссийской олимпиады школьников по экономике рассказал о мифах про МИЭФ, идеальных студентах и минусах системы образования в России.


МИЭФ был признан самым дорогим факультетом в России и во многом из-за этого существует мнение, что на МИЭФ учатся одни «мажоры». Это правда?

Это, действительно, миф. У нас дифференцированная система оплаты: победители Всероса по экономике учатся бесплатно, и за все время у нас отучилось больше пятидесяти таких ребят. С этого года призеры Всероса тоже будут учиться у нас бесплатно.

Потом есть скидки на обучение 15,30,45,60 и 75%. В итоге получается значительно ниже, чем на ряде других факультетов. Важно, что уровень оплаты зависит от самого человека: на первом курсе — от вступительных экзаменов, дальше — от места студента в рейтинге. К нам поступают люди, которые будут платить за образование, но у них есть мотивация хорошо учиться, для того чтобы платить меньше. Эта система отражает мировой опыт, с понижением уровня оплаты для лучших студентов, а также возможностью получения грантов в зарубежных университетах.

Сказать, что здесь учатся мажоры, будет неправильно. Как говорил один наш выпускник, «МИЭФ — это то место, где из мажора делают ботаника». Ну а что такое мажор вообще? Это не только человек из богатой семьи, который не имеет проблем с финансированием своего обучения, здесь есть и негативная коннотация — мажор равнодушен к учебе. Вот этого совсем нет, потому что перед международными внешними экзаменами все равны.

Наш ректор Ярослав Кузьминов на Дне открытых дверей однажды сказал, что в МИЭФ здоровая атмосфера: докажи, что ты достоин, сделай себя сам, учись хорошо. Знаете, что отвечают студенты в спорах про мажоров? «Иди, поучись на программе двух дипломов, и тогда поймешь, что такое быть мажором здесь».

Где сложнее учиться, на ваш взгляд: на программе «Совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ» или в МИЭФ?

Обе программы — и совбак, и МИЭФ — очень сильные. Это как сравнивать, например, Йельский университет с Бостонским университетом или MIT. Могу сказать про МИЭФ: наша программа в большей мере профессионально ориентирована, наряду с другими фундаментальными системами образования здесь больше прикладных предметов. Это, кстати, одна из причин, почему ребята из совбака, которые решили идти в бизнес и не только, ходят слушать наши прикладные курсы.

Где сложнее и интереснее учиться? Это вопрос, отдельный для каждого человека. И на совбаке, и у нас человеку дается возможность самореализации, но, по моему мнению, самореализация в международном формате больше возможна в МИЭФ, потому что у нас очень богатая сеть зарубежных преподавателей. И, кстати, богатая сеть выпускников обоих университетов, а ведь они практически выпускники в квадрате. Не стоит забывать, что второй диплом играет очень важную роль.

Какие международные возможности есть у студентов?

Наши студенты становятся выпускниками сразу двух университетов — London School of Economics и Вышки. Наша цель — создать конкурентоспособную программу здесь, в Москве, чтобы студент, закончив ее, был глобально востребован или на рынке труда, или на рынке образования. Сейчас как раз период, когда выпускники получают предложения продолжить учебу в магистратуре или получить степень PhD, а кто-то идет работать. Вчера слышал, сидит у нас на факультете парень и говорит: «Вот не знаю: мне дальше в Барселону ехать или в Нью-Йорк?».

По степени интернационализации кампус МИЭФ один из лучших не только в России, но и в Европе. Есть такое выражение — internationalization at home. Всегда была популярна идея посылать человека за рубеж — там он обогащает свой социальный опыт, приобретает лучшие знания и навыки. Но, к сожалению, всех нельзя отправить на стажировки, следовательно эффективность будет не 100%.

Понимая это, мы в МИЭФ сделали так, чтобы каждый студент, даже не уезжая за рубеж, имел сопоставимые с иностранными университетами возможности. Мы создали в Москве «зарубежный» кампус и воссоздали все условия для тех, кто не уезжает. Наши преподаватели отобраны международным академическим комитетом и имеют подтвержденные квалификации международного уровня — это значит, что они носители современных знаний. Занятия идут на английском языке, поэтому учебники и вся литература сопоставимы с теми, по которым преподают в LSE и в других ведущих университетах. Методы обучения, ресурсы двух университетов, форматы экзаменов готовят ребят для учебы в любом зарубежном университете.

Более 30% наши выпускников, продолжающих обучение за рубежом, поступают в топ-50 университетов по рейтингу QS, а около 25 выпускников бакалавриата были приняты на программы PhD в ведущие западные университеты. Это, несомненно, говорит об уровне образования в МИЭФ.

Какими качествами должен обладать идеальный студент Вышки и, в частности, МИЭФ?

Ну, идеальных студентов не бывает. Я вспоминаю один из первых годов работы МИЭФ, когда мы боялись, что делаем что-то не так, и все время опрашивали студентов. В ответе на вопрос «В чем главная сложность учебы на МИЭФ?» сильный студент первого курса написал «Учиться и еще жить». Вот вам ответ про идеального студента. Наши обычные студенты — целеустремленные, обладают интеллектом, мотивированы работать в очень напряженном режиме, не неделю перед экзаменами, а все время, помимо активной работы они также активно чем-то занимаются вне учебы. МИЭФовцы четыре раза выигрывали спартакиаду, есть свои внеучебные организации, такие как ICEF Crew. А вот ICEF Outreach - отличный ответ на вопрос о мажорах, ведь эту сеть помощи детским домам создали люди из обеспеченных семей. В МИЭФ зародились Case Club и студенческий финансовый клуб Keystone. Понимаете, студент МИЭФ — это студент активный, очень работающий.

Кроме того, из общения с выпускниками я понял, в чем сила программы МИЭФ. Да, она очень напряженная и, конечно, когда вы находитесь в России, а обучение идет на английском — это сложно. Но это готовит к напряженному ритму работы в компании, и наши студенты выходят на рынок готовыми к жизни. В бизнесе нет пересдач, как на экзаменах, там все с первого раза. Еще студент должен уметь использовать сеть выпускников, сеть контактов.

А каким вы сами были студентом в свое время?

Я, наверное, не был идеальным студентом — занимался перед экзаменами, но готовиться начинал за несколько дней. Сейчас, чтобы достойно овладеть профессией, этого не достаточно. Я проводил много времени в университете, и в целом для меня университет был в радость. Я приходил туда, общался с людьми, у нас были разные, как сейчас говорят, инициативы: и спорт, и всякие общественно полезные дела. Кстати, я считаю, что идеальный студент тоже должен много времени проводить в университете, а для этого нужны хорошие условия: чтобы было где сидеть, заниматься, отдыхать, чтобы была возможность пойти в спортзал. В Вышке это пока только формируется.

Какие явные минусы вы видите в нашей системе образования, что нужно исправлять?

Нужно, конечно, больше финансирования, сейчас это одна из самых острых проблем. Стали дифференцировать университеты, делить их на группы; не все должны быть лидерами — это тоже хорошая тенденция. Но все-таки должен быть какой-то уровень финансирования, который бы давал возможность российским студентам быть сопоставимыми со студентами во всем мире, также как и преподавателям ездить и изучать что-то в других университетах.

Важно, чтобы наша система образования и другие мировые системы были как сообщающиеся сосуды. К примеру, мы хотим видеть у нас иностранных студентов, но ведь во всех странах после школы сдают международные или национальные экзамены, и они принимаются везде. У нас этого нет, у нас закрытая система, нужно приехать в Россию и тут сдавать все вступительные. Но как тогда человеку из Греции, например, если он разбросал по Европе свои документы, ехать к нам? Более того, многие наши соотечественники уехали учиться в среднюю школу куда-то за границу, а сейчас хотят вернуться и получить высшее образование, потому что здесь оно дешевле. Но экзамены-то они сдавали за границей, и как им у нас поступать?

Думаю, что помимо системы сообщающихся сосудов, сопоставимость по процедурам и академическим правилам для преподавателей тоже была бы очень важна и нужна.

Ну и, конечно, исследовательский компонент, та же аспирантура и PhD. И дело тут даже не в полной сопоставимости, а в необходимости горизонтального общения.

У нас сильные, тысячелетние культурные и образовательные традиции в стране — посмотрите, какие появляются блестящие студенты! Недавно приехал наш выпускник из Йеля, другой — из Чикаго, и рассказывают, что везде есть русские, в том числе и ребята из Вышки, из МИЭФ и с других факультетов. Это носители нашей новой культуры, за границей их знают. Мы даем профессиональное обучение в области финансов по канонам английской культуры, но при этом не забываем о российских традициях широкого университетского образования. Сейчас необходимо быть гибкими и достигать сопоставимости, опираясь на наши традиции и обогащая их новыми знаниями, навыками и образовательным менеджментом.

Текст: Юлия Глозман

Фото: Валерия Савинова

Новость на сайте олимпиады >>