Анастасия Розенсон, студентка МИЭФ, призер Универсиады по эконометрике 2025
Об участии в Универсиаде
Анастасия, поздравляем с призовым местом на Универсиаде! Расскажите, почему Вы решили участвовать и что стало самым интересным и сложным на соревновании?
Об Универсиаде я впервые узнала от нашего лектора по эконометрике, Олега Олеговича Замкова. Меня сразу заинтересовала возможность проверить свои знания за пределами привычной академической среды, в условиях конкуренции с другими вузами. На соревновании самым сложным оказалось быстро переключиться на русский язык при написании решений задач, поскольку мы привыкли изучать и использовать эконометрические термины исключительно на английском языке.
Как Вы готовились к участию? Использовали ли вы какие-то нестандартные источники или подходы?
Для подготовки я изучила задания прошлых лет, чтобы понять типы задач и темы, которые могут встретиться на Универсиаде. После того, как сформировалось четкое представление о том, что ожидать, я повторила старые конспекты и разобрала свои ранее решенные домашние задания.
Такой подход для меня привычен и эффективен, я использую его также при подготовке к экзаменам в МИЭФ. Я стараюсь решать разнообразные задачи, чтобы не просто запомнить формулы и методы, а глубоко понять, когда и какие концепции можно применять, какие цепочки рассуждений выбирать и как адаптировать анализ в зависимости от условий задачи.
Почему именно эконометрика — что Вас привлекло в этом направлении?
Помимо очевидно важного курса эконометрики, большую роль сыграл курс Advanced Statistics (углубленная статистика), который я прошла годом ранее. Именно он помог мне получить глубокое понимание работы с матрицами при оценке параметров моделей. Задания с несколькими независимыми переменными обязательно появляются на Универсиаде, поэтому приобретённые навыки оказались очень ценными.
Также важный фундамент был заложен ещё на первом курсе, на занятиях по статистике, где нам впервые рассказали о линейной регрессии и её оценках.
О научной работе и ICEF Academia
Вы — участница ICEF Academia. Расскажите, чем Вы занимались в рамках этой программы?
В рамках ICEF Academia я как раз и прошла курс углубленной статистики, который упоминала ранее. Курс состоял из двух частей. В первой части курса мы подробно изучали случайные процессы и особенности применения статистических методов в финансах. Вторая часть курса стала отличным введением в эконометрику и позволила мне лучше подготовиться к дальнейшему изучению этой дисциплины и участию в Универсиаде.
Есть ли уже идеи или темы для будущего исследования и бакалаврской дипломной работы?
Я планирую развивать тему, с которой начала работать уже сейчас: «Влияние искусственного интеллекта на экономический рост». Моя цель — создать теоретическую модель экономического роста, отражающую новый тип технологического прогресса. Особенность этого подхода заключается в том, что интеллектуализация машин принципиально отличается от предыдущих инноваций, где развитие технологии сводилось к повышению эффективности оборудования и процессов.
Что даёт Вам исследовательская работа в дополнение к обучению по программе? Какие навыки Вы развиваете?
Исследовательская работа позволяет применять полученные знания не только для решения задач, но и для правильной постановки проблем. Важный навык, который я активно развиваю, — критическое мышление. Я учусь избегать подтверждающей предвзятости, тщательно анализируя предпосылки моделей и рассматривая проблему с различных точек зрения. Например, изучая влияние искусственного интеллекта, необходимо понимать не только экономические, но и технологические аспекты его функционирования и потенциал его развития.
О летней школе и дополнительных академических активностях
Вы также участвовали в летней школе Юго-Западного финансово-экономического университета в городе Чэнду в Китае. Чему была посвящена школа?
Летняя школа была посвящена практикам менеджмента в восточных и западных культурах. В рамках школы проводился курс лекций, после некоторых из них мы в командах готовили мини-презентации. Помимо основной программы, у нас были занятия по китайскому языку и насыщенная культурная программа: мы много путешествовали, знакомились с китайской культурой, посетили заповедник с пандами, родиной которых является провинция Сычуань, где и расположен Чэнду, а также попробовали разнообразные блюда китайской национальной кухни.
О личных интересах и балансе
МИЭФ славится высоким темпом учёбы. Как Вам удаётся совмещать академическую нагрузку с другими интересами?
На первом курсе совмещать академическую нагрузку с другими интересами было сложнее всего, так как учебных занятий было много, и я дополнительно посещала семинары для лучшего усвоения материала. Однако к третьему курсу количество пар сократилось, и я перешла на формат более самостоятельного дополнительного обучения, который позволил мне выстроить гибкий график. Сейчас это позволяет эффективно распределять время между учёбой и любимыми увлечениями, сохраняя баланс.
Есть ли у Вас хобби или увлечения, которые помогают переключиться и восстановить силы после учёбы?
Отдохнуть и восстановить силы после интенсивной учебы мне очень помогает спорт, особенно бег. В периоды высокой нагрузки иногда во время тренировок я даже слушаю учебные аудиоматериалы, но чаще предпочитаю музыку — это помогает мне максимально переключиться и расслабиться.
Что бы вы посоветовали первокурсникам, которые хотят и хорошо учиться, и участвовать в проектах вроде ICEF Academia или научных соревнованиях?
Самый важный совет первокурсникам — начинать выполнять задачи и проекты заранее. Благодаря этому подходу при возникновении трудностей у вас будет возможность отложить задачу на некоторое время, отдохнуть и затем вернуться к ней со свежими идеями и силами. Также важно не бояться пробовать себя в разных активностях и проектах с самого начала учебы, посещать интересующие факультативы, которые предлагает МИЭФ, чтобы лучше понять, какие направления вас вдохновляют и мотивируют.