«Мне удалось поступить на PhD сразу после бакалавриата!»
Арсений Мишин с отличием закончил бакалаврскую программу МИЭФ. В 2013 году продолжил обучение на PhD-программе в Университете Джорджтауна. В интервью он рассказывает об особенностях учебы и жизни в США, терпении и умении достигать долгосрочных целей.
– Как называется программа, на которой ты сейчас учишься?
– С осени 2013 года я учусь на PhD-программе экономического факультета в Университете Джорджтауна. Он располагается в столице США, Вашингтоне.
– Почему ты решил продолжить обучение на PhD и связать свою жизнь с наукой?
– Когда в свое время я выбрал бакалавриат МИЭФ, то знал, что многие выпускники продолжают обучение за рубежом. Я планировал поступать в иностранную магистратуру и о PhD серьезно не задумывался. Но впоследствии меня увлек учебный процесс, возможность каждый день открывать для себя что-то новое. Тем более, появились интересные мне темы, связанные с макроэкономикой и монетарной политикой, которым я посвятил курсовые и дипломную работы. Сейчас еще рано определенно говорить о том, что моя жизнь будет связана с наукой, пока я сделал только шаг в этом направлении. Специалисты со степенью PhD востребованы не только в академической среде, но и в частных компаниях, и в международных организациях на позициях, требующих серьезной аналитической работы. В любом случае, обучение на PhD-программе однозначно расширит мое понимание окружающего мира и сделает меня более компетентным и квалифицированным специалистом.
– Кто-то из преподавателей или профессоров МИЭФ повлиял на твое решение?
– Так как это решение формировалось в процессе обучения, каждый из преподавателей сыграл в нем свою роль, тем более, что многие из них уже имеют степень PhD. Но особенно я хотел бы отметить Сергея Попова, который был у нас лектором по монетарной экономике на четвертом курсе бакалавриата. Он не только смог увлечь меня своим предметом, читая не совсем стандартные лекции, но и всегда был открыт и активно делился собственным опытом получения PhD по экономике в США. Узнав, что я собираюсь подавать документы, он сам предложил мне обсудить это решение и подробно рассказал о процессе поступления и том, на что стоит обратить внимание. Я мог совершенно спокойно обращаться к нему с любым вопросом о подаче документов и выборе программы – чувствовалась его заинтересованность и желание помочь.
– В двадцать лет не так-то просто принять решение ехать учиться на пять, а возможно, и больше лет в другую страну…
– С каждым этапом жизни приходится принимать все больше решений, ответственность за которые возрастает, и это нормальный процесс. Понятно, что решение ехать одному в незнакомую страну, особенно на длительный промежуток времени, может показаться сложным, но в нем есть и свои преимущества. Во-первых, это определенность: ты четко знаешь, к чему стремишься. Во-вторых, если разобраться, пять лет – не так много, учитывая специфику программы. В-третьих, жизнь в другой стране многому учит, ведь ты можешь рассчитывать только на собственные силы, и на многие вещи начинаешь смотреть по-другому. В-четвертых, тебе предоставляются хорошие возможности для самореализации – так почему же не попробовать?
– Как выглядел процесс поступления?
– Процесс поступления на зарубежные программы после бакалавриата достаточно стандартен. Особенность PhD заключается в большой значимости трех рекомендательных писем от профессоров. Результаты стандартизированных экзаменов (TOEFL, GRE) и даже оценки в бакалавриате не имеют определяющего значения, но у каждого университета есть свой рекомендуемый порог, который необходимо преодолеть. Очень важно мотивационное письмо (Statement of Purpose), в котором необходимо рассказать о причинах, побудивших тебя поступать на выбранную программу именно в этот университет. В некоторых случаях в заявке надо отметить, по каким учебникам ты обучался. На финальном этапе отбора комиссия, принимающая решение о зачислении, опирается уже в основном на рекомендации, позволяющие выделить тебя из числа других сильных кандидатов. В моем случае это были рекомендации профессоров МИЭФ.
– Дорого ли жить и учиться в США?
–Практически все PhD-программы в США, в случае зачисления, полностью покрывают расходы на обучение и проживание. Финансирование включает в себя оплату стоимости обучения (Scholarship), медицинскую страховку и стипендию на проживание. Насколько мне известно, для PhD-программ по экономике в зависимости от университета и штата данная сумма стипендии может варьироваться от шестнадцати до тридцати тысяч долларов на восемь месяцев. Эти средства выделяются напрямую университетом, таким образом, не требуется обращаться в сторонние фонды.
Жизнь в США дороже, чем в России, но многое, в частности, аренда жилья, зависит от штата. Вашингтон с окрестностями считается не самым дешевым местом, однако на учебный период стипендии вполне достаточно, даже если ты снимаешь жилье один. В этом плане я чувствую себя вполне самостоятельным.
– Есть ли какие-то дополнительные условия для получения стипендии?
– Для получения стипендии обычно необходимо выполнять ряд обязанностей на факультете: быть либо помощником преподавателя (Teaching assistant) и вести семинар с проверкой домашних работ, либо научным ассистентом (Research assistant) у профессора. Формально это не должно занимать больше 18 часов в неделю, однако многое зависит от предмета, профессора и тебя лично. В случае Джорджтауна всех зачисленных на первый курс освободили от таких обязательств, но в то же время условием для выплаты стипендии на втором году обучения является получение среднего балла выше «3.5» из «4». Это означает, что среднее значение оценок должно быть между «A-» и «B+» (в переводе на российскую систему между «5-» и «4+»), что представляет собой достаточно высокое требование.
–Ты снимаешь квартиру или живешь в общежитии на кампусе?
– В Университете Джорджтауна жилье на кампусе предоставляется только студентам бакалавриата, и я заранее был об этом предупрежден. Сейчас я снимаю квартиру в Арлингтоне и живу один. Формально это уже другой штат, Вирджиния, но дорога до университета у меня занимает не больше получаса. Существует возможность использовать бесплатные автобусы, выделяемые университетом, но я предпочитаю ходить пешком – так получается и быстрее, и полезнее. В бытовом плане, мне кажется, здесь все устроено проще и требует меньших затрат времени.
– Процесс обучения в Университете Джорджтауна чем-то отличается от МИЭФ?
– Я не вижу практически никаких отличий в построении учебного процесса в Университете Джорджтауна и в МИЭФ. Упор делается на твою самостоятельность, личную заинтересованность и систематичность при изучении материала. Все это мне хорошо знакомо, и я не испытываю каких-то трудностей. Конечно, поменялись требования в учебном плане: в большинстве случаев интуитивное объяснение и графическое представление решений заменились на строгие математические доказательства, теоремы и аналитику. Но обычно это присуще всем программам обучения после бакалавриата, особенно это касается PhD.
– Какие курсы вам сейчас читают, высока ли учебная нагрузка?
– Обучение на программе началось уже в первой половине августа с усиленного курса по математике. Мы занимались по шесть часов ежедневно в течение десяти дней - здесь это называется «математический лагерь». Затем проводились ориентационные сессии, на которых нам рассказывали о жизни в США. Сейчас нам читают стандартный для PhD-программ по экономике набор курсов: микроэкономику, макроэкономику и эконометрику. Кроме того, можно выбирать любые дополнительные предметы, в том числе и с других факультетов, но на первом году обучения нам не рекомендуют этого делать, так как учебной нагрузки и так более чем достаточно. Много математики, но это необходимый инструмент экономиста-исследователя.
Также здесь часто советуют работать в группах при решении домашних заданий, в том числе и тех, которые учитываются в финальной оценке. Важно только указать, совместно с кем ты их выполнял. Не все домашние работы оцениваются, но каждый все равно их делает для себя. Учебная нагрузка высокая. Например, по эконометрике один только текст последнего задания состоит из девяти (!) печатных листов, и пока я не очень представляю, сколько времени уйдет на его решение. Поэтому важно правильно распоряжаться своим временем, и не оставлять все на последний день. Основной тип заданий (особенно по микроэкономике) – это задачи, в которых требуется математически строго доказать какое-либо утверждение. Еще бывают задания, в которых ты пишешь компьютерную программу (например, на языке MATLAB) для решения. То, с чем я не сталкивался в бакалавриате, это экзамен, который ты выполняешь дома. Нам предстоит такой по эконометрике. Как правило, он считается более сложным, чем «обычный».
– Остается ли у тебя время на что-то, кроме учебы?
– Преимущество университетского кампуса состоит в том, что все нужные вещи находятся в одном месте, это очень удобно. Например, сразу после занятий или даже в перерывах можно заниматься спортом, возможностей для этого здесь очень много. Обычно я посещаю бассейн, хожу в спортивный зал играть в баскетбол, а если собирается команда на факультете, то мы играем и в футбол. Я считаю, что такой отдых даже необходим для полноценного снятия умственной нагрузки. Кроме того, здесь много студенческих организаций, и я даже не уверен, что все их обошел на специально проводившейся ознакомительной ярмарке. Также Вашингтон славится своими музеями, поэтому в свободное время можно посещать и их. В то же время на первом году обучения на PhD-программе считается самым главным сдать квалификационные экзамены (Comprehensive Exams), по результатам которых принимается решение о переводе на следующий курс. В Джорджтауне они проводятся в конце августа, и необходимо сдать все три основных предмета. Подготовка к этому идет весь год, включая и лето, поэтому на что-то другое времени практически не остается.
– Каковы в целом твои впечатления от жизни в США? Сложно ли было адаптироваться?
– Я думаю, что процесс адаптации продолжается и сейчас. Например, мне не так просто приспособиться к различным акцентам. А вообще здесь отличная атмосфера, все люди пытаются сделать для тебя что-то приятное. В целом, это очень полезный опыт проживания в другой стране.
– Кто вместе с тобой учится?
– В этом году на мою программу зачислили тринадцать человек, которые, как это обычно бывает, представляют разные страны и культуры: по одному человеку из Италии, Грузии, Ирана, Южной Кореи и Турции, четверо из Китая и только трое – из США. Иранец и несколько китайцев уже имеют опыт проживания в США, так как закончили здесь магистерские программы. В общем, все «неамериканцы» являются выпускниками магистратур. Многие были удивлены, узнав, что мне удалось поступить на PhD сразу после бакалавриата! Средний возраст – двадцать пять-двадцать шесть лет, самому старшему сейчас тридцать один год. Все так или иначе связаны с экономикой, но некоторые специализировались в магистратуре по математике, а кто-то уже поработал над исследовательскими проектами. Не знаю, было ли это одним из факторов при зачислении, но общим для нас является то, что практически каждый на данный момент заинтересован в макроэкономике и смежных с ней областях, и хочет проводить исследования в этих сферах.
Все ребята очень серьезные и сконцентрированы на учебе, но вместе с тем открыты, приветливы и отзывчивы. Хотя я и являюсь самым младшим на программе, это никак не сказывается на отношении, наоборот, мы стараемся как-то объединиться и помочь друг другу, ведь все в не совсем привычной среде сталкиваются с примерно одинаковыми вопросами и трудностями. Это касается и бытовых ситуаций и выполнения заданий.
–Как ты оцениваешь уровень подготовки, который дает МИЭФ, в сравнении с выпускниками из других стран и университетов?
– Наверное, не совсем корректно сравнивать свой уровень с выпускниками магистратур, но могу с уверенностью сказать, что, в отличие от адаптации в бытовом плане, в отношении учебы мне уже с первого дня многое было привычным. После МИЭФ ты уже хорошо знаком со всей экономической терминологией, не испытываешь трудностей в прочтении учебников и изучении материала на английском языке. Это большое преимущество, особенно на первых порах. Нам рассказывали, что иностранным студентам именно из-за этого бывает особенно сложно учиться в первом семестре. Что касается подготовки, то, по моим ощущениям, уровень моих однокурсников высок, но ведь это и хорошо! На первый план здесь, однако, выходят не столько прошлые знания, а то, как ты можешь применить пройденный на PhD-программе материал для решения задач. Многое зависит от тебя, и МИЭФ в этом отношении был очень хорошим стартом.
– Каковы твои научные интересы? Ты уже решил, о чем будешь писать диссертацию?
– Учебный план на первом году выстроен таким образом, чтобы обучить нас необходимому в исследованиях инструментарию. Пока от нас не требуют серьезно заниматься исследованиями, так как понимают, что на это не остается времени. То же самое можно сказать и про второй курс, на котором, правда, ты уже выбираешь предметы исходя из своих интересов. Часто бывает, что с изучением нового материала исследовательские предпочтения меняются. Кроме того, экономическая наука сейчас активно развивается, и хотя ее основа – математическое моделирование, сейчас все больше применяются подходы из других дисциплин, например, психологии. Пока мне больше всего интересна макроэкономика и монетарная политика. В существующих моделях недостаточное внимание уделяется влиянию макроэкономической политики на финансовый сектор экономики, из-за чего предсказываемые моделями количественные оценки не соответствуют реальным данным. Данное направление представляется мне перспективной темой для исследования.
–Что бы ты посоветовал студентам МИЭФ, планирующим поступать на PhD?
– В первую очередь, стараться и приложить все усилия, чтобы вас могли выделить даже из числа сильных кандидатов. Главное – поставить перед собой цель и последовательно идти к ее достижению! Даже если что-то не будет получаться, все равно не следует сворачивать с выбранного пути. Я считаю, что всех, кто успешно прошел обучение на PhD, отличает терпение и умение достигать поставленной долгосрочной цели, а это уже пригодится в любой сфере деятельности. Ведь жизнь – это все-таки не спринт, а марафон.
Никита Крыльников, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ
Интервью с Арсением Мишиным 2013 года