«Пока мозг работает, надо как можно больше вещей изучить»
— Вы закончили мехмат МГУ, теперь заканчиваете магистратуру МИЭФ. Рано поняли, что вы не гуманитарий?
— Да, мне всегда нравилась математика, в школе ездил на разные олимпиады. Вопрос, куда идти после школы, не стоял — выбор был достаточно определенный.
— Почему тогда математику поменяли на экономику?
— В какой-то момент я понял, что не хочу продолжать академическую деятельность в математике, потому что она не слишком многообещающая. Математики много чего знают, каждый отдельный прорыв дается со всё большим трудом, да и не заработаешь много. Но сразу идти на работу в финансовую отрасль не хотелось — сначала нужно было получить некий экономический фундамент, поэтому пришел в Вышку.
— Почему сюда? И почему именно в МИЭФ?
— Первоначально я планировал пойти в РЭШ, но где-то за месяц до поступления мне рассказали про программу «Финансовая экономика». Решение было спонтанное. Пришел сюда, сдал экзамены, и что-то меня здесь подкупило.
— Что?
— Отношение более friendly. И что мне понравилось еще в первый день, когда я пришел подавать документы, — это отлаженная административная работа. Я планировал пару часов просидеть в очереди, как привык. Я сдал кипу документов молодому парню, он их все перепроверил, заламинировал что-то, что-то отдал мне обратно — всё это заняло семь минут. Я ушел приятно удивленным.
О важности сна
— К чему после мехмата пришлось приспосабливаться в МИЭФ?
— Основные трудности были связаны с учебным процессом, точнее с тем, что здесь он непрерывный. В итоговую оценку вносят большой вклад домашние работы и промежуточные экзамены, в то время как за пять лет на мехмате я привык, что можно за две-три недели до сессии начать ударно учиться — и хорошо сдать экзамены. Здесь такое не прокатывало, и приходилось себя в начале первого года дисциплинировать. Но как только этот этап пройден, дальше учеба намного проще. Если следить за тем, что происходит на лекциях и семинарах круглый год, то проблем со сдачей быть, на мой взгляд, не должно. Мне вполне хватало материалов лекций.
— А времени хватало?
— На первом курсе, когда именно заставлял себя учиться, времени порой было мало. Но это объяснимо — целую программу нужно уместить всего в два года. Но, например, сном я никогда не жертвовал. Я ходил на разные студенческие встречи в другом университете и обратил внимание: студенты, рассказывая о своей жизни и учебе, делали упор на то, что они не спят и постоянно учатся. Будто кто меньше спит — тот круче остальных. Как будто нехватка сна — это повод для гордости. Мне это показалось очень странным.
— Какие учебные курсы вам больше всего понравились? А какие — не очень?
— Пожалуй, те, что были близки к математике: микроэкономика, особенно теория игр, финансовая экономика с разными моделями, сильнее всего привязанными к математике. А лишнего, наверное, ничего не было — я не беру на себя право назвать какой-то курс «лишним», тем более что мы не знаем, когда нам что-то, что кажется неважным, пригодится в жизни. Пока мозг работает, надо как можно больше вещей изучить.
— О чем пишите магистерскую диссертацию?
— «Копаю» теоретические модели под руководством Алексея Парахоняка. Но это не единственная диссертация, над которой я работаю — осенью на мехмате планирую защищать кандидатскую по высшей геометрии.
— Вы еще и аспирант? И всё равно говорите, что времени на всё хватает?
— Я постарался основную работу в аспирантуре сделать за предыдущие два года. Материал есть, нужно его просто нормально структурировать — я не вижу с этим больших сложностей.
London Calling
— Какую карьеру себе выбрали?
— У меня было желание устроиться квантом[1] в крупный банк. Делал попытки — какие-то были не очень удачными, какие-то более удачными. В итоге заработал стажировку в Barclays.
— Как заработали?
— Оставил заявку на сайте банка, сходил на собеседование в московский офис, поговорил там с главой департамента, в который я собирался, и через две недели мне перезвонили. Я заполнил уже полную форму на сайте и прошел некоторые тесты.
— Так просто?
— На собеседовании меня попросили порешать некоторые задачки. Видимо, они увидели, что я неплохо разбираюсь в математике. Хотя пара вопросов была по программированию, в котором я разбираюсь достаточно поверхностно. Об экономике не спрашивали — в том департаменте, в котором я буду проходить стажировку, основной упор делается на техническую сторону дела.
— Сколько продлится стажировка?
— Два летних месяца.
— А что после?
— Если я себя хорошо зарекомендую, и мне самому понравится, то есть возможность остаться работать в Лондоне.
— Готовы жить и работать в другой языковой и культурной среде? Для многих это сильный стресс.
— Для меня сильный стресс был, когда я уехал от родителей в Москву, в общежитие. Я уже восемь лет живу один, так что закаленный — меня сменой обстановки не напугаешь.
— А как с английским?
— С этим проблем нет. Учеба в МИЭФ проходит на английском языке, практиковаться приходится постоянно, у нас большинство преподавателей не русскоговорящие. Постоянно поддерживаю уровень, смотрю сериалы, так что не думаю, что с этим будут проблемы.
— Какие сериалы?
— В основном, комедийные, вроде «Друзей». Настоящее знание языка приходит тогда, когда начинаешь понимать юмор, игру слов и специфические шутки, присущие этому языку. Поэтому, в этом плане, возможно, просмотр именно комедийных сериалов оптимален.
Учитель не только танцев
— Какие интересы есть помимо учебы?
— Четвертый год занимаюсь танцами — спортивным хастлом. Обычно сразу вспоминают людей, которые танцуют на набережной — вот примерно этим же, но в более спортивном варианте, с конкурсами, красивыми костюмами.
— Откуда появилось такое увлечение?
— Мне просто хотелось научиться нормально танцевать. Может быть, в тот момент хотел доказать себе, что я это могу, что нет проблем с музыкальным слухом. А потом втянулся, и мне понравилось.
— Как часто нужно тренироваться?
— Смотря какие цели ставить. В танцах есть классы мастерства, я сейчас на втором, а хочу дойти до высшего. Тренироваться надо много, и от класса к классу тренировки разные. В низших классах более важно суммарное время, проведенное на тренировках. В старших классах важнее тренироваться с умом и часто, чтобы моторика сохранялась.
— Танцы — это только хобби?
— Может быть, когда-нибудь буду преподавать. Хотя я уже преподаю, только не танцы. У бакалавров третьего курса веду семинар по курсу абстрактной математики. Его только в этом году ввели для одной группы студентов, которые сами захотели изучать «настоящую» математику.
— И как вы оказались «по другую сторону баррикад»?
— Предложил преподаватель математики, и, как и в случае с Barclays, я прошел собеседование.
— Когда первый раз вошли в аудиторию как преподаватель, какие были ощущения? И как к вам отнеслись студенты?
— Да нормально, наверное. Горло, правда, болело. Был момент, когда я вспоминал своих преподавателей, их недостатки и старался понять, не повторяю ли я их сам. Я понял, что главное не терять внимания студентов. Кстати, помогает активная жестикуляция, и нужно погромче говорить и интересное на доске рисовать — в общем, важен артистизм. Я думаю, каждому в жизни попадались преподаватели, на занятия которых вы приходили бодрым и полным сил, а под конец обнаруживали себя спящим — не хотелось быть таким преподавателем.
— Уже появились свои преподавательские секреты?
— Надо готовиться к занятию. Знать, что ты нарисуешь на доске, что и когда скажешь, какие задачи будешь решать сам, а для каких вызовешь к доске студента. Это нужно очень четко понимать, потому что вероятность, что тебе удастся все сделать экспромтом, очень мала. Идти на занятие с мыслью: «Ладно, что-нибудь придумаю», — нельзя. Так ничего не получится. Конечно, мы советуемся с лектором, но к каждому семинару я готовлю материалы сам и могу студентам рассказывать то, что мне интересно.
— Каково самому ставить оценки?
— А я давно этим занимаюсь. Я уже говорил, что в школе много участвовал в олимпиадах, и, когда приехал в университет, поддерживал связь с теми, кто занимается олимпиадным движением. На мехмате я ездил несколько раз на всероссийские олимпиады — «жюрить», так сказать. После того опыта мне не страшно проверять «домашки». Если студент написал чушь, я так и скажу, но объясню, почему это так. Студент всегда должен получать фидбэк — я же хочу, чтобы он нормально экзамен сдал. Если он делает что-то не так, то должен об этом узнать.
— Преподавание в качестве карьерной альтернативы не рассматриваете?
— Думал об этом, но скорее нет. Мне интересно работать с людьми, которые знают, чего хотят, с которыми можно вести диалог на равных. Сейчас в моей группе такие студенты, но так же не всегда бывает. Преподавательская работа изматывающая. Если ты понимаешь, что отдачи нет, то после занятия чувствуешь себя выжатым как лимон. А когда аудитория понимающая, отзывающаяся, это придает сил, уходишь с занятия заряженным.
А жизнь идет
— Ваши ожидания от учебы в университете оправдались — и на мехмате, и в МИЭФ?
— Трудно ответить на этот вопрос. На мехмат я пришел, в общем-то, ребенком, вместе с учебой формировалась моя личность, да и сравнивать мне было не с чем. Что касается МИЭФ, то я получил примерно то, что ожидал. Я не думал, что мне откроется что-то сакральное о мире — просто я себя намного увереннее чувствую в экономической сфере, у меня нет страха пойти на собеседование в банк, я понимаю, что там происходит, о чем там идут разговоры.
— Кем и где вы видите себя через десять лет?
— Я занимаюсь математикой всю жизнь и не хотел бы уходить уж совсем далеко от нее. Чем бы я ни занимался, эта деятельность будет привязана к математике. Но четкого плана на 5-10 лет у меня нет, я привык ставить более локальные цели — на год-два. Планировать на десять лет не всегда эффективно — можно потратить очень много сил и в итоге не прийти туда, куда хотел.
Вообще у меня нет ощущения, что я так уж много всего делаю. Может быть, даже завидовал знакомым, которые в постоянной «движухе» находятся. Но вот сейчас мы с вами поговорили, я и понял, что и у меня дел хватает. Жизнь идет.
Олег Серегин, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ
[1] так на финансовом жаргоне называют человека, специализирующегося на использовании математических и статистических методов в управлении финансами и рисками
Интервью на английском языке >>