«МИЭФ научил меня смотреть на вещи глобально»
Алена Шуртакова, выпускница бакалавриата МИЭФ, прошла обучение в магистратуре в IE Business School в Мадриде, в 2023 году получила MBA в Columbia Business School в Нью-Йорке и сейчас работает консультантом в офисе McKinsey в Сан-Франциско. В интервью она рассказала, чем полезен международный опыт обучения, зачем специалисты проходят программы МВА и что делать университетам и бизнесу, чтобы лучше готовить кадры.
Каковы были причины, подтолкнувшие Вас к выбору финансового направления?
В первую очередь, это семейная преемственность – двое моих старших братьев закончили МИЭФ. Таким образом я пошла по проторенной дорожке и нацелилась на поступление в МИЭФ как способ реализовать себя не только в профессиональном, но и в личном плане. Как и многие абитуриенты я тогда не думала, чем хотела бы заняться по окончании университета, но финансовое направление казалось наиболее прикладным. К тому же родители на тот момент вели собственный бизнес, и мое в нем участие казалось вполне естественным.
Для меня учеба в МИЭФ была образованием «про деньги» на высочайшем уровне. Здесь студенты глубоко изучают различные математические дисциплины и пропускают эти знания через анализ и моделирование различных экономических событий, обучение идет на английском языке и в целом качество программы соответствует высоким международным стандартам. По факту это лучший экономико-финансовый институт в России, который поддерживает востребованность своих выпускников как в России, так и за рубежом. Для меня все эти факторы стали очевидной причиной не сомневаться в выборе.
Что помогло Вам определить для себя профессиональные цели и понять, где применить полученные знания?
МИЭФ дает прекрасную базу, в частности, он помог мне приобрести важный для работы навык – научил меня смотреть на вещи глобально. Однако на 4 курсе, столкнувшись с предметами по анализу ценных бумаг и в целом финансовых инструментов, я поняла, что работа в банках – не для меня. Мне казалось, что это слишком абстрактно и далеко от реальности и непосредственной деятельности компаний.
Я пришла к выводу, что хочу максимально приблизиться к бизнесу и сократить дистанцию между принятыми мною решениями и видимым эффектом от них
Поэтому хотелось сменить фокус в специализации. Так я решила поступать на магистерскую программу в бизнес-школу – выбрала IE Business School в Мадриде и направление «Менеджмент».
Чем вас привлекла эта программа?
Мне хотелось получить международный опыт, не только образовательный, но и культурный. Такой опыт дает огромный толчок в развитии и помогает приобрести навык смотреть на вещи глобально. В бизнес-школе учатся ребята из более чем 80 стран, для меня это была возможность глубокого погружения в международную среду.
Я съездила в IE Business School на день открытых дверей, пообщалась со студентами и преподавателями, познакомилась с особенностями учебного плана.
Мне понравилось то, что в IE Business School самыми популярными методами обучения являются кейсовый подход и командная работа, что дает студентам не только освоить, но и применить очень прикладные бизнес-знания
Студенты объединяются в группы для работы над заданиями, в таком формате, уже обладая определенными знаниями, можно успешно развивать деловую коммуникацию, а также разобраться со своей ролью в коллективе и прокачать мягкие навыки.
Качество программы подтверждается ее высоким статусом в международных университетских рейтингах. Честно скажу, во многом выбор программы также определила локация бизнес-школы, Мадрид – невероятный город для того, чтобы получить опыт проживания в одной из европейских столиц. Да и уезжать далеко от семьи мне не хотелось. Я изучала испанский язык, и хоть преподавание на магистерских программах ведется на английском, я мечтала попрактиковаться в языке с носителями, в том числе за стенами университета.
Насколько подготовка МИЭФ соответствовала требованиям и международным стандартам европейской программы?
Обучение в МИЭФ на английском языке по международным стандартам, высокие требования и общение с интернациональным коллективом преподавателей отлично подготовили меня к обучению за рубежом. Кроме того, обучение на английском дало возможность не сдавать IELTS или TOEFL, что сэкономило время на подготовку. С академической точки зрения мой уровень по многим предметам, таким как статистика, экономика, корпоративные финансы, превосходил знания однокурсников. Учиться было довольно легко, поэтому я фокусировалась больше на применении знаний к бизнес-задачам и развитии мягких навыков.
Когда в бизнес-школе я начала работать в группах с ребятами из разных стран, с уникальным культурным опытом, то ощутила, насколько нормы и представления людей из разных географических точек позволяют получить новый взгляд на задачу, нащупать нестандартное решение или проявить себя в новом качестве. Это стало необходимой надстройкой для академической подготовки, которую я получила в МИЭФ.
Как вы планировали реализовать менеджерские навыки?
Моим первоначальным планом была работа в семейном бизнесе. В IE Business School программа как раз была нацелена в том числе на развитие предпринимательских навыков – например, несколько моих однокурсников успешно построили свои компании c привлеченным венчурным финансированием. Однако жизнь распорядилась иначе и привела меня в консалтинг.
Опыт обучения в IE Business School очень пригодился в работе в консалтинге – я научилась работать в команде, анализировать деятельность компании и находить нестандартные решения проблемы. В целом это ключевые навыки в консалтинге.
С чего началась ваша карьера консультанта?
После обучения в международной среде мне было «тесно» в семейном бизнесе, хотелось драйва, масштабных задач, классных людей вокруг. Лучшим местом для этого казался консалтинг, однако поначалу я была не совсем готова к ритму и корпоративной среде «большой тройки», кроме того, мне хотелось начать с какой-то одной индустрии.
Я выбрала ритейл и компанию EY Retail Practice, провела там четыре очень крутых года, многому научилась и встретила своих лучших друзей, но в конце концов перегорела. У меня появилось чувство, что я перестала расти и развиваться, все стало привычно и понятно. Тогда я ушла и дала себе год на «подумать», за это время я полностью «перезагрузилась»: много путешествовала, вела консалтинговые проекты для некоммерческих организаций, пробежала полумарафон и взобралась на несколько пятитысячников.
Параллельно я ходила на интервью в разные компании и общалась с друзьями из других индустрий. Так мне посчастливилось познакомиться с ребятами из McKinsey, и как-то вдруг все сложилось. Я вернулась обратно в консалтинг, получив возможность заниматься проектами в совершенно разных индустриях.
Что вы считаете ключевым навыком для работы в консалтинге?
Думаю, что наиболее важными качествами для карьеры в консалтинге являются желание осваивать новые навыки, развиваться, быть гибким в принятии решений, не останавливаться никогда и не думать, что «лучше некуда». Кроме того, очень важно уметь общаться и презентовать свою идею, коммуникация с клиентом занимает в консалтинге очень много времени.
В консалтинге тебе нужно не просто придумать, как решить проблему, но убедить других людей в том, что это сработает
В чем для вас была цель МВА-образования?
Для меня МВА был возможностью получить новый опыт: жить в Нью-Йорке, учиться в университете Лиги Плюща (Сolumbia University), общаться с людьми из разных стран и сфер. Я всегда любила путешествовать и объездила более 60 стран. Кроме того, американские программы более фундаментальны – там глубже академическая составляющая и есть возможность изучать самые разные предметы вне программы, поскольку бизнес-школы, как правило, встроены в структуру университета.
Когда я поступила в Колумбийский университет, то воспользовалась возможностью, которые давала программа межуниверситетского обмена. Я никогда не думала, что атмосфера в двух бизнес-школах может быть такой разной.
Мне удалось поучиться также и в Калифорнийском университете Беркли на Западном побережье, поэтому я постоянно перемещалась между Сан-Франциско и Нью-Йорком
В отличие от магистерской программы на MBA приходят учиться уже вполне состоявшиеся специалисты с багажом прикладных знаний и опыта. Это делает дискуссии на занятиях более интересными, а групповую работу эффективной. Кроме того, МВА дает возможность узнать и попробовать разные сферы за короткий срок. За полтора года я поработала в некоммерческом секторе, поучаствовала в развитии EdTech стартапа, запустила с однокурсниками венчурный фонд и проводила отбор стартапов в акселератор Berkeley SkyDeck. Почти каждый день в бизнес-школу приходят читать лекции топ-менеджеры крупнейших корпораций, основатели стартапов, нобелевские лауреаты, инвесторы и рассказывают про свою жизнь и проекты.
Об Алене Шуртаковой:
В 2013-м закончила бакалавриат МИЭФ, в 2014-м – магистратуру IE Business School по направлению «Менеджмент». В 2015-2019 годах была частью EY Retail Advisory Practice и участвовала в запуске сервиса быстрой доставки, занималась внедрением agile-подхода, разрабатывала стратегии по запуску новых бизнесов и расширению сети для крупнейший ритейлеров в России и СНГ. В 2019 году присоединилась к McKinsey & Company. В 2023 году получила МВА в Columbia Business School и HAAS School of Business UC Berkeley. Сейчас работает консультантом в офисе McKInsey в Сан-Франциско, ведет проекты с фокусом на инновациях, образовании и стратегии организации работы.
После обучения я решила остаться в консалтинге и присоединиться к офису McKinsey в Сан-Франциско. Мне нравится скорость и возможность работать в разных индустриях и над разными проблемами, которую дает «большая тройка».
Сейчас вы занимаетесь в том числе проектами в сфере образования – с какими проблемами вы в них сталкиваетесь?
Мне давно было интересно развитие людей и то, как компания может помочь сотрудникам реализовывать свой потенциал. Я всегда стремилась вникнуть в область профессиональной подготовки специалистов; в том числе брала курсы по психологии и коучингу в Беркли и Колумбийском университете.
Один из ключевых вызовов перед компаниями сейчас - как привлечь и удержать талантливых сотрудников. За последние несколько лет изменилось отношение людей к работе - сотрудники стали ценить саморазвитие, независимость и хотят большей гибкости в графике. Стало легче выстраивать персональный бренд и находить проектную работу. Кроме того, сейчас стремительно развиваются технологии, и навыки, которыми обладают сотрудники, устаревают гораздо быстрее. Поддержание актуальности компетенций сотрудников становится вызовом для многих организаций.
Мне интересно выстраивать такие условия для сотрудников, которые будут выигрышными и для бизнеса, и для тех, кто в нем работает
В частности, я изучаю проблематику современного высшего образования, где одной из важных задач является укрепление взаимодействия университетов с бизнесом через приглашение специалистов-практиков в качестве преподавателей. Нужно мотивировать университеты и бизнес создавать совместные прикладные курсы для студентов, а также гибкие программы для переобучения и повышения квалификации. На мой взгляд, в высшем образовании сейчас стоит делать основной акцент на развитии у студентов способности учиться, быстро осваивать новые навыки и адаптироваться к изменчивым условиям современного рынка. Важнее уметь быть открытым и любознательным к различным явлениям, чем заучивать что-то наизусть, и уметь общаться с людьми, поскольку коммуникация – важнейший способ проявить свои лучшие качества.
Какой бы Вы совет дали себе 10 лет назад?
Верить в себя и не сравнивать себя с другими. Можно делать, что угодно и как угодно. Никто не знает, как правильно. Если вам пришла в голову идея, то у вас точно есть все ресурсы, чтобы воплотить ее в жизнь.