• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Покровский бульвар, д. 11, корпус T, Москва, 109028

Тел.: +7-495-580-89-19

E-mail: icef@hse.ru

Как добраться >>

Руководство
заместитель директора по академическим вопросам Замков Олег Олегович
Заместитель директора по науке Никитин Максим Игоревич

«Сильный студент – это во многом дисциплина, к которой ты себя приучаешь с первого курса»

Владимир Аверин

Владимир Аверин

Студент 4 курса МИЭФ НИУ ВШЭ Владимир Аверин стал абсолютным победителем Универсиады по эконометрике-2023, которая ежегодно проводится в МГУ, а в прошлом году занял второе место. В 2023 году Владимир начнет обучение в Йеле (США) на PhD-программе. В интервью он рассказал, какой ценный академический опыт можно получить в Вышке, почему эконометрика требует творческого подхода и как получить стипендию от департамента статистики и науки о данных Йельского университета.

Про то, как стать хорошим студентом

Учеба в МИЭФ – это не так просто, но когда я поступил, то понял, что, если в начале приложить усилия к освоению базы и не сбавлять темп, успехи в учебе скоро становятся нормой. В первые два года было сложно готовиться к экзаменам, я допускал много ошибок в подходе к освоению материала, но потом выработал правильную стратегию. Помогло также то, что программа МИЭФ устроена так, что каждый новый предмет на старших курсах – это некое продолжение другой дисциплины из 1 и 2 курсов, поэтому важно приложить усилия именно вначале. У меня с третьего курса даже получилось совмещать учебу с работой и параллельно не забывать участвовать в разных академических соревнованиях, карьерных мероприятиях, получать призы. 

На 3 курсе я узнал про Универсиаду по эконометрике и решил поучаствовать. В итоге я стал победителем, заняв второе место, что сильно поддержало меня и укрепило уверенность в знаниях. Мне нравилась область науки о данных, с которой эконометрика сильно пересекается, и я старался искать конкурсы в этом направлении, чтобы попробовать там свои силы. Так я принял участие в Международной олимпиаде по анализу данных (International Data Analysis Olympiad), которую проводила Вышка совместно с Яндексом для студентов из разных вузов, нашей команде удалось попасть в финал, и для меня это было достижением и новым вызовом.

Мне также было интересно академическое развитие, и с первого курса я начал дополнительно заниматься в ICEF Academia на программе углубленного изучения специальных дисциплин. По итогам первого года обучения там меня за самый высокий балл по курсу математического анализа наградили поездкой в Летнюю школу Лондонской школы экономики. На втором курсе в Академии я взял курс повышенной сложности по статистике, который включал много разных тем, от программирования до матричной статистики и даже стохастического анализа. Это было очень интересно, и я рад, что воспользовался опцией дополнительной нагрузки.

На мой взгляд, сильный студент – это во многом дисциплина, к которой ты себя приучаешь с первого курса, конечно, мне всегда нравилось учиться, это немаловажный фактор, и успехи поддерживали меня в тонусе.

Про исследовательский опыт

В течение большей части обучения я двигался в сторону карьерного направления, а не сугубо исследовательского. Однако я старался получить достаточное количество исследовательского опыта, поскольку это сильно повышает твою ценность для индустрии и обещает наличие интересных рабочих задач. Так вышло, что моя деятельность на нынешней работе тесно связана с исследованиями – я собираю и анализирую данные, строю гипотезы, пытаюсь понять, как один фактор влияет на другой. Несмотря на то, что я получал этот опыт в индустрии, а не в лаборатории или над исследовательским проектом, я приобрел очень ценные навыки и понимание прикладной стороны академической работы.

Кроме того, на 3-4 курсах МИЭФ мне удалось получить позицию ассистента-исследователя у Виталийса Ящишенса (прим. доцент МИЭФ, 2018-2022) и Екатерины Казаковой  (прим. выпускница МИЭФ, 2015, академическая карьера). Я смог поработать над интересными проектами, которые предполагали сбор и аналитику данных, я научился ставить исследовательские задачи и решать их с помощью данных, освоил научные методики и подходы. На 4 курсе я начал уделять больше внимания академическому опыту, поскольку понял, что в различных академических направлениях намного больше тем и различных деталей, чем казалось. Более глубокое изучение предметов необходимы, чтобы проводить более качественные исследования и быть более ценным на рынке труда. Это и привело меня к планам продолжить обучение после бакалавриата. 

В МИЭФ есть большое количество курсов по выбору и мероприятий, направленных на поддержку и развитие у студентов исследовательского опыта. Например, очень помогают преподавательские семинары, где рассказывали про опыт исследований в разных областях экономики и финансов, про обучение на PhD-программах, также они анализировали курсовые и дипломные работы предыдущих студентов и помогали нам в вопросах написания работ в данный момент. 

В Вышке можно легко найти поддержку и критику у любого профессора по интересующему исследовательскому вопросу, главное – проявить инициативу и сформулировать вопрос

Еще на 2 курсе я нащупал область, которая мне интересна как исследователю и где я бы хотел работать в будущем. Это анализ данных, статистика и в целом наука о данных. Поэтому мне всегда нравилось работать с данными, применять статистический анализ, чтобы сделать какой-то вывод, что-то посчитать и построить модель. 

Про победы в Универсиаде по эконометрике

Предмет «Эконометрика» появился у нас на 3 курсе, нам рассказали про Универсиаду, и я решил поучаствовать. С моей стороны это был и спортивный интерес – посостязаться с ребятами в знаниях по предмету, который связан с анализом данных и статистикой. Универсиада в этом смысле интересное мероприятие, поскольку существует много хакатонов по программированию в направлении науки о данных, но соревнований с применением глубоких теоретических знаний крайне мало. Эконометрика хоть и пересекается с областью науки о данных, но требует других подходов, умения интерпретировать, находить смыслы в результатах расчетов, а не просто делать прогнозы. 

В соревнованиях по эконометрике более интересные задачи, можно придумывать решения к различным задачам, где нужно меньше применять огромные и сложные модели, но больше интерпретировать и теоретически обосновать свое решение. В МИЭФ мы изучаем эконометрику, как и все остальные предметы, на английском языке, поэтому на Универсиаде было непривычно получать задания и писать ответы на русском, иногда требовалось время на то, чтобы понять, как сформулировать свое решение. Я специально не готовился к заданиям, эконометрика в МИЭФ дает сильную базу по предмету, а на 4 курсе можно дополнить знания курсом по временным рядам и панельным данным, что очень помогает в решении задач на Универсиаде. Возможно также в моем успехе сыграли роль опыт в анализе данных, хорошие знания статистики и прохождение курсов МИЭФ по машинному обучению.

Я принимал участие в Универсиаде по эконометрике и в прошлом, и в этом году, было любопытно, какие для нас подготовят задачи организаторы, а также интересно обсудить результаты, посмотреть на студентов из разных вузов, которым интересно это направление, и услышать их мнение по поводу того или иного решения. Безусловно, победить в этом конкурсе среди таких сильных ребят мне было очень приятно. 

Про науку о данных

Интерес к науке о данных и программированию у меня появился не сразу, до МИЭФ я вообще не знал, что есть такое направление и не думал, что в будущем захочу связать себя с этой тематикой. 

Только в процессе обучения я понял, что программировать – это не так сложно, а анализировать данные с помощью языков программирования, добавляя статистическую теорию – это самое интересное из всего того, что я изучал

В МИЭФ я брал факультативы по Python и SQL и был приятно удивлен тому, что при достаточной практике можно легко освоить разные языки программирования. Меня сильно вдохновили выпускники МИЭФ, которые шли в работу с данными, я увидел для себя хорошие карьерные перспективы и решил, что буду специализироваться в этом направлении. 

Помимо дополнительных курсов по эконометрике и машинному обучению, я также брал курсы по науке о данных и работе с нейронными сетями. Это поможет мне в будущем выбирать область специализации – уходить в разработку или в теорию, заниматься статистическим анализом, где нужно уметь интерпретировать, или делать больше экономических выводов и работать также в других фундаментальных областях в зависимости от задачи. Сейчас я занимаю позицию младшего количественного аналитика в «Райффайзенбанке» и работаю над решениями, связанными с наукой о данных. Мне хотелось бы получить более глубокий академический опыт, и я планирую продолжить обучение на PhD-программе в Йельском университете, чтобы впоследствии найти такую работу, где исследования, постановка и разработка нетривиальных задач, будут моей постоянной деятельностью. 

Про поступление в Йель

Честно говоря, я поступал на PhD «на всякий случай», но по-настоящему захотел учиться на программе тогда, когда получил приглашение от Йельского университета в США и дополнительно обсудил особенности этой программы с преподавателями и друзьями. Сначала у меня был план просто поступать в магистратуру по направлению науки о данных или статистики. На 4 курсе мне подсказали, что после бакалавриата с достаточно сильным академическим портфолио можно сразу подавать документы на PhD, хотя я сомневался, что моей исследовательской активности будет для этого достаточно.

Я хорошенько подумал, изучил карьерные треки людей после PhD и понял, что не обязательно оставаться в академической сфере, с успехом можно найти применение такому уровню образования и в индустрии. Конкурс на PhD пройти гораздо сложнее, чем на магистерские программы, но в итоге я поступил в Йель, получив стипендию от департамента статистики и науки о данных. Я очень рад, что смогу изучать предметы в области науки о данных более глубоко и получить новый исследовательский опыт. Впереди пять лет обучения, за это время я смогу понять, где применять свои знания и найти такую работу, где исследования, постановка и решение нетривиальных задач, будут моей постоянной деятельностью. 

Я уже смог познакомиться с некоторыми преподавателями и обсудить с ними мои академические интересы. Они также интересовались моей мотивацией, рассказали, из чего состоит программа, как будет проходить процесс обучения, что еще можно проходить дополнительно. Знакомство с университетом было похоже на персональный день открытых дверей онлайн. В Йеле также очень богатая социальная жизнь, хочется ощутить бурную университетскую среду, увидеть кампус, максимально удовлетворить свои интересы и открыть для себя много нового.