• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Покровский бульвар, д. 11, корпус T, Москва, 109028

Тел.: (+7495) 580-89-19

E-mail: icef@hse.ru

Как добраться >>

Руководство
заместитель директора по академическим вопросам Замков Олег Олегович
Заместитель директора по науке Никитин Максим Игоревич

«Студенты МИЭФ – это самые амбициозные и способные ребята»

«Студенты МИЭФ – это самые амбициозные и способные ребята»

Даниил Цинман закончил бакалавриат МИЭФ в 2020-м году, а в 2021-м выпустился из магистратуры London Business School. Сейчас он работает консультантом в московском офисе BCG на позиции Associate, а также преподает в МИЭФ. В интервью он рассказал, чем полезен выход из зоны комфорта, как правильно выбирать магистратуру и почему российский консалтинг перспективнее зарубежного.

О выборе образования

Не помню, чтобы я напряженно выбирал между вузами и факультетами. В старших классах я уже знал, что буду заниматься экономикой в МИЭФ, поэтому последние годы школы прошли у меня относительно спокойно. Экономика привлекала меня тем, что это универсальный предмет, который дает хорошую базу для того, чтобы выбирать направления, и это не только финансы. Такое образование не сжигает мостов, наоборот – открывает массу путей. Мои родители работают в финансах, и передо мной, по крайней мере, был пример того, как приложение такого образования выглядит на самом деле.

Я знал, что смогу уйти в альтернативные сферы – аудит, трейдинг, консалтинг. Правда, таких красивых слов в школе я, конечно, не знал, но у меня было понимание того, не обязательно делать выбор будущего прямо сейчас. Также мне было очевидно, что экономика – это что-то прикладное, а не из разряда «выучил, сдал, забыл». Как только все пазлы сложились в моей голове, стало ясно, куда поступать. Вышка всегда заметно отличалась от других вузов по культуре преподавания, особому университетскому коммьюнити, набору факультетов и программ.

МИЭФ в свою очередь был очень привлекательным способом получить отличное международное образование в сфере экономики – получить дипломом Лондонского университета, поучиться и поработать за границей, расширить мировоззрение. Я сходил на пару Дней открытых дверей, посмотрел сайт, понял, что там все правда, и подал документы.

Выбирать специализацию в МИЭФ, правда, пришлось быстрее, чем хотелось бы. У нас принято к весне первого курса уже сделать выбор о дальнейшем направлении учебы. Менеджмент казался мне очень абстрактным, с ним уже стоит разбираться на работе. Тогда я выбрал «Экономику и финансы», куда включены и другие направления – анализ данных, социология финансового поведения, банковское дело и т.д. Хотя финансы мне тогда были не совсем по душе, к концу обучения я оценил багаж, который получил в МИЭФ.

О полезных трудностях

Кроме определенных навыков, которые ты выносишь из учебы в МИЭФ, нарабатывается потрясающая работоспособность, возможность справляться с  неимоверным количеством дедлайнов в неделю и даже в день, и это очень важно. Да, учиться в МИЭФ сложно, но увлекательно с точки зрения той работоспобности, которую ты открываешь в себе, постоянно преодолевая преграды. Для меня самой большой сложностью оказалась адаптация к МИЭФ, когда ты приходишь в вуз из школы, где ты был классным, умным, с отличными оценками, видел себя лидером университетского рейтинга, а потом – как минимум вице-президентом крутой компании.

И вот проходит пара месяцев в вузе, наступает первая сессия, и ты понимаешь – оказывается ты не самый крутой, в МИЭФ целая очередь на это звание

Тебя вытолкнули из зоны комфорта. Кто-то при этом теряет мотивацию, но мне захотелось сделать рывок вперед и показать, на что я на самом деле способен. Надо было только пройти начальный этап, попав в окружение, где все очень умные и талантливые. Это значительный вызов, и можно легко опустить руки. МИЭФ учит карабкаться на высокое место в учебе, прилагая большие усилия, а именно это понадобится для того, чтобы преуспеть в карьере. Кроме того, такой подход позволяет получать мощные дозы адреналина от быстрых побед на частых сессиях.

Про выпускников 2020-го

В марте 2020-го, мы узнали про то, что учеба переводится в онлайн, и больше с преподавателями и однокурсниками не виделись. Это был интересный опыт, и все мы, выпускники 2020-го, в чем-то стали особенными. Сейчас я с восхищением думаю о наших лекторах и семинаристах, которые в экстренных условиях пытались конвертировать свои курсы в онлайн-формат и сделать все, чтобы качество преподавания не упало.

Я остаюсь сторонником того, что высшее образование – это постоянный диалог, и при переходе в онлайн МИЭФ смог сохранить привычно высокое качество обучения, отдача и понимание с обеих сторон – студентов и преподавателей – была невероятной. Эта ситуация показала, насколько мы можем быть сплоченной командой.

В магистратуру я все же поступал офлайн, а учеба в Лондоне проходила очно, онлайн-занятия были только в декабре, перед Рождеством.

Про обучение в LBS

О поступлении в магистратуру я начал задумываться после второго курса. Было смутное ощущение того, что я хочу продолжать обучение, поскольку еще не определился с карьерными предпочтениями. Я со школы мечтал поучиться за рубежом, и когда на третьем курсе выделил для себя направление, выбрав консалтинг, начал искать магистратуры по менеджменту. Сперва критерием выбора стал рейтинг университета, я изучал программы Гарварда, MIT, Оксфорда и Кембриджа.

На приеме в честь выпускников МИЭФ в резиденции посла Великобритании (2021 год)
На приеме в честь выпускников МИЭФ в резиденции посла Великобритании (2021 год)

Потом мне подсказали, что бизнес-школу надо выбирать не столько по академическим параметрам, а по качеству выпускников – нужно изучать их карьерные треки, в частности в консалтинговых компаниях, куда я потом мог бы прислать резюме. Так среди топовых школ LBS оказалась лидером по количеству и качеству кадров в консалтинге. Выбор быстро сузился, к началу четвертого курса я знал, что у меня есть «план» А – и это LBS, другие планы, к счастью, не пригодились.

Сила экономического образования МИЭФ в том, что набор дисциплин, который предлагается студентам, универсален для продолжения обучения в той же или смежной области. Многое из курсов LBS далось мне легко именно из-за бэкграунда МИЭФ, когда ты открываешь материалы бакалавриата и быстро восстанавливаешь информацию, ускоряя процесс обучения в магистратуре.

Смысл моего выбора LBS изначально был в том, чтобы курсы были менее направлены на точные расчеты, но более развивали интуитивное бизнес-мышление. Хотелось с высоты имеющихся знаний уже обобщать и объяснять, а когда-то разбирать бизнес-процессы на составляющие и делать выводы. Это важнейший навык на этапе перехода к практике, чтобы оперировать убедительными аргументами и иметь все основания доказать свою точку зрения. Кроме того, на теоретическую часть большинства дисциплин после МИЭФ у меня уходило намного меньше времени, чем у других студентов. Учитывая умение системно работать, я смог достаточное время уделять процессу поиска работы и личной жизни.

О поисках работы

Признаюсь, из-за того, что лондонские магистратуры длятся только год, искать работу было довольно напряженно. Ты понимаешь, что даже не через год, а через несколько месяцев ты должен быть уже частью какой-то команды профессионалов. Прелесть и в то же самое время проблема консалтингового мира в том, что ты должен получить оффер за шесть месяцев до того, как выйдешь на работу.

На приеме в честь выпускников МИЭФ в резиденции посла Великобритании (2021 год)
На приеме в честь выпускников МИЭФ в резиденции посла Великобритании (2021 год)

Период, когда нужно действовать, короткий и совпадает с учебой. Справиться со стрессом мне помогли две вещи: я точно знал, что хочу работать в консалтинге, это сузило круг поиска, и я учился в LBS, где прекрасно налажена коммуникация индустрии со студентами. Также там предлагалась масса тренингов для подготовки к работе, но, если бы я не обладал теми навыками, которые привил мне МИЭФ – трудолюбием, способностью работать с бесконечными дедлайнами, самостоятельностью – было бы куда тяжелее.

О том, почему для работы я выбрал Россию

Для меня консалтинг – это история про, как развивать бизнес клиента, давать ему идеи для того, чтобы что-то исправить, привнести абсолютно новое в его дело. Поэтому консалтинг как услуга интересен на развивающемся рынке, где проблематики в самых разных областях куда больше. Ты как специалист чувствуешь себя нужным, перед тобой масса интересных задач, ты свободен в том, как повлиять на бизнес.

Рынок консалтинга за рубежом ориентирован на «взрослые» бизнесы, где спектр задач чуть меньше, чем в молодой Российской экономике

На развивающемся рынке проблему искать не надо – ее и так видно, самое интересное в том, как ты можешь ее решить наиболее эффективным для клиента способом.

Россия и другие развивающиеся страны – это непаханое поле специалиста в консалтинге, где можно быстро вырасти. Можно выбирать, в какой сфере ты хочешь работать – с нефтяными компаниями, с банками, с производством, тем более к консалтингу в России все еще относятся как к чему-то, имеющему сильное влияние на бизнес.

За рубежом периметр работы может быть ограничен, так как бизнес консультантов уже прошёл фазу быстрого роста и перешел к зрелости. Сейчас я работаю в московском офисе BCG, и здесь нет не актуальных или менее приоритетных задач, все проекты получают одинаковое количество внимания, а не откладываются в долгий ящик. В этой индустрии специалисты не могут себе позволить тратить свое время и бюджеты просто так и несут большую ответственность.

О том, как я стал преподавателем

Не так просто уйти из среды, где ты рос, заводил друзей, переживал свои достижения. Я понял, что хочу поддерживать связь с МИЭФ постоянно, вопрос был только в том, в какой форме я могу себе позволить это делать. С приходом онлайн-формата работа в консалтинге и вообще во всех сферах сильно сдвинулась в сторону «ворклайф» баланса, появились время и возможность делать что-то еще не в ущерб своему здоровью, а в дополнение к личностному росту. Так я преподаю в МИЭФ только по субботам, поскольку в BCG не принято работать в выходные.

Почему мне нравится преподавать? Есть несколько причин. Например, я хочу участвовать в жизни родного вуза и развивать его. Это уникальная возможность поменять что-то в учебном процессе в лучшую сторону, и поле для креатива. Также это большое удовольствие, от того, что ты объясняешь что-то другому человеку и одновременно сам все глубже разбираешься в материале. Когда ты приходишь преподавать, будучи свежим выпускником, то хорошо понимаешь все тонкости коммуникации со студентами, поскольку помнишь свои проблемы, связанные с усвоением материала. Теперь ты должен донести предмет так, как хотел бы, чтобы донесли его тебе.

Особое удовлетворение тебе как преподавателю приносит отдача, потому студенты МИЭФ – это самые амбициозные и способные ребята.

Когда ты видишь понимание в глазах, слышишь хорошие вопросы, которые выходят за рамки предмета, то чувствуешь себя очень классно

Трудно описать, каким большим вознаграждением является интерес и понимание студентов. Для меня как специалиста в консалтинге, преподавание – это еще и отличная возможность упражняться в навыке аргументации собственной позиции, поскольку консалтинг – это бизнес про людей, с которыми нужно убедительно коммуницировать.

Я очень рад, что мне как представителю BCG, открыт «канал» к поиску талантливых кадров среди студентов МИЭФ. Возможно, я смогу подтолкнуть МИЭФ к переходу на новую ступень взаимодействия со сферой консалтинга и укрепить связь нашего Центра карьеры и BCG.

Про людей МИЭФ

В этом году я начал преподавать в МИЭФ, так что могу оценить учебу здесь изнутри и извне. Мне кажется, всех людей в МИЭФ объединяет целеустремленность и какая-то высокая планка, заданная ими по жизни, чего я больше нигде не видел. Эта требовательность к себе может быть связана не только с финансами, но и с любым делом, которым способен заняться выпускник – будь то кулинарная школа или создание театра. Усилия, которые прилагают студенты, не оставляют тебя равнодушным, ты уже не сможешь спокойно листать социальные сети, когда твои однокурсники активно двигаются вперед, и сам развиваешься с удвоенной скоростью.

Как преподаватель, ты видишь этот маленький огонек в глазах у студентов и понимаешь, что они пришли не просто хорошо провести время. Они хотят взять максимум от учебы, стать успешными людьми и готовы трудиться ради этого. Думаю, всех преподавателей МИЭФ такое отношение мотивирует и вдохновляет.