«Не нужно вставать за два часа до лекций, одеваться, ехать в университет, достаточно просто сесть и открыть ноутбук»
16 марта ректором НИУ ВШЭ было принято решение о переводе студентов на онлайн-обучение в связи с распространением коронавирусной инфекции. По той же причине крупнейшим университетам не только России, но мира, пришлось исполнить коронный номер под названием “мгновенный переход в онлайн”, так что дискуссии, которые длились годами, о плюсах и минусах цифрового обучения, отложены. Академический руководитель бакалаврской программы МИЭФ Олег Олегович Замков рассказал о том, как теперь будет организован учебный процесс, кого звать на помощь, если что-то идет не так, и каких ресурсов потребует проведение онлайн-экзаменов.
Как прошел «квантовый скачок» в онлайн
Много лет в МИЭФ работает внутренняя информсистема – наш основной цифровой канал коммуникации. Мы используем его как своего рода соцсеть для преподавателей и студентов, там выкладываем основные или дополнительные материалы по дисциплинам, лекции и задания, так что пропустившие занятие, к примеру, всегда могут нагнать остальных или заниматься из дома. Сейчас в связи с полным переходом на удаленное обучение увеличится поток материалов, а информсистема станет не дополнительной опцией, а основным инструментом организации учебного процесса.
В информсистеме студенты оповещаются о любых нововведениях или изменениях расписания, ежедневно там делаются важные объявления и выкладываются материалы. Задания теперь будут выполняться и сдаваться в электронном виде также через информсистему.
Лекции из аудиторий переместились в основном на платформу Zoom. Хотя преподаватель может использовать любую удобную для него платформу, которая располагает теми же инструментами, что и Zoom. Платформы позволяют демонстрировать слайды и вести записи на планшете или доске, оставлять комментарии и вопросы в чате, получать обратную связь от студентов в голосовом или текстовом режиме. Преподаватель видит, кто у него на лекции, реагирует на вопросы и разъясняет непонятные моменты, переключаясь на окна презентаций, таблиц, комментариев и т.п. Андрей Дементьев, например, уже проводит для второкурсников лекции по макроэкономике на платформе Webinar.ru.
Также НИУ ВШЭ обеспечил студентов, преподавателей и сотрудников неограниченным пакетом программ MATLAB и доступом на платформу MS Team.
Ссылки на лекции мы размещаем в информсистеме МИЭФ — студент просто может кликнуть по ссылке и “поприсутствовать” на занятии. В ближайшую неделю мы адаптируем расписание к онлайн-формату. Например, можно часть занятий проводить в вечерние часы и объединять несколько потоков на лекциях. Таким образом высободившиеся часы можно посвятить разбору экзаменов или обзору изученных тем.
У многих преподавателей и до массового перехода в онлайн были открыты для студентов образовательные каналы, например, в WhatsApp и VK. Там происходило общение в формате чатов и обмен дополнительными материалами – видео, аудио, тексты и ссылки. Сейчас мы активно делим мультимедийные материалы между каналами и информсистемой, чтобы они были доступны всем. Мы постоянно получаем обратную связь от студентов и преподавателей в реальном времени о том, что улучшить и чего не хватает в переходе на онлайн.
Как справляются преподаватели
Конечно, такой объем лекций в онлайне мы проводим впервые. Преподавателям помогает наш инженер, который обеспечивает техническое сопровождение лекций. Преподаватели получат возможность проводить лекции и семинары из специально оборудованных аудиторий кампуса или из дома, если им позволяют технические возможности. Для проведения занятий на платформе Zoom достаточно иметь компьютер с вебкамерой, микрофон и доступ в интернет.
Также для преподавателей мы провели тренинги и подготовили инструкции по техническим возможностям онлайн-обучения. У большинства уже есть опыт вебинаров и онлайн-конференций. Но, на самом деле, это требует от преподавателей совершенно иных навыков. Представители крупнейших британских университетов, например, сейчас делают важную оговорку: «Не нужно воспринимать наши действия как эталон онлайн-обучения, это всего лишь меры экстренного реагирования». Сейчас в том числе в Центре онлайн-обучения Лондонского университета (CDE) ведутся дискуссии о “курс-дизайне” и пересматриваются форматы представления материала в связи с переводом курсов в онлайн.
Как быть с посещаемостью и поддержкой
По нескольким дням учебы в онлайне уже можно сказать, что посещаемость на некоторых лекциях оказалась даже лучше, чем в оффлайн-формате. Думаю, в ответственном подходе к занятиям в онлайн сыграл роль и тот фактор, что многие мероприятия в Москве сейчас отменены, не приходится тратить время на поездки, а вместо этого — есть возможность сосредоточиться на учебе. Сейчас каждому студенту требуется проявить блестящие навыки тайм-менеджмента и самодисциплину.
Специально для студентов сейчас открыта горячая линия Ситуационного центра Минобрнауки России. Там отвечают на все запросы, касающиеся перехода на онлайн-обучение, а что касается вопросов, касающихся МИЭФ и Вышки в целом, то вся информация оперативно обновляется на специальной странице. Мы практически ежедневно направляем студентам письма в информсистеме и оперативно отвечаем на их вопросы.
Что будет с экзаменами
На следующей неделе по нашему учебному графику должна была бы проходить сессия третьего модуля. Она не состоится в обычном формате по понятной причине. Но функцию подготовки к итоговым экзаменам мы готовы выполнить. Все контрольные работы пройдут в онлайне, и это будет рассматриваться как часть регулярного учебного процесса. Результаты не будут учитываться в финальных оценках, которые студенты получат за год по результатам основной сессии. А формулы расчета итоговых оценок мы определим позднее, когда поступит информация из Лондонского университета об организации международных экзаменов.
Если итоговые экзамены пройдут в онлайн-формате, то нам предстоит выбрать и согласовать платформы для их проведения, организовать прокторинг – онлайн-сопровождение и контроль учащихся с заданной продолжительностью и ограничениями по времени. Системы прокторинга довольно сложны сами по себе, они требуют работы с несколькими видео-потоками, организации систем хранения видео и аудио информации, иногда – технологий распознавания лиц и речи, разработку интерфейсов для управления процессом сдачи экзамена и экзаменуемого. Экзамены, безусловно, состоятся, но о точных датах будет сообщено дополнительно.
Чем нам может помочь Лондон
Нам повезло в том смысле, что мы как часть Лондонского университета и до этого имели дистанционный доступ ко всем его ресурсам. Главным из них является Virtual Learning Environment (VLE) – это отдельная платформа с материалами, которые студенты могут получать онлайн в дополнение к своей программе. Сейчас важнейшие для студентов научные издания переведены в онлайн и доступны дистанционно. Что касается библиотек МИЭФ и ВШЭ, то они открыты и в случае необходимости можно приехать в кампус и взять нужный вам материал. Кампус открыт для посещения, но не стоит пренебрегать советами относительно соблюдения мер предосторожности.
Артем Веселов, студент 2 курса бакалавриата МИЭФ, председатель Студенческого совета
Мы усиленно готовились к приближающейся весенней сессии и не думали, что все может так резко измениться. Теперь не нужно вставать за два часа до лекций, одеваться, ехать в университет, достаточно просто сесть и открыть ноутбук. Это для нас новый опыт.
В этой ситуации нам нужно сохранять прежний распорядок дня, чтобы не показалось, что учеба закончилась, это не так – международные экзамены точно когда-нибудь случатся. Я также изучил много материала о том, как перестроиться на учебу дома, специалисты дают много советов, даже такой: переодевайтесь в стандартную для университета одежду и не «сидите» на лекциях в пижаме. Можно также организоваться с помощью различных приложений, например не «залипать» в соцсетях и установить расширение к браузеру StayFocusd, которое ограничит время прокрастинации.
Онлайн-образование сейчас воспринимается как что-то не совсем обязательное: все мы знаем, как легко перемотать видео на Coursera или YouTube или просто закрыть окно с семинаром и забить. Как пророчат различные издания, грядет эпидемия десоциализации, и это так – нет чувства, что с тобой рядом друзья, ведь все, что мы видим сейчас — это имя на цветном фоне в чате. На некоторое время ощущение причастности может пропасть, но со временем студенты осознают, что пары, домашние задания и экзамены никуда не делись — и лучше перебороть все свои «не хочу» и посещать занятия. Технически мы абсолютно были к этому готовы, а вот в плане изоляции – нет.
Главным вызовом ситуация стала для преподавателей. Им за несколько дней нужно переосмыслить подход к проведению лекций и семинаров, продумать удобную систему сдачи домашних заданий и разных других важных элементов курса, да и вообще изменить привычную систему преподавания. Честно, я восхищаюсь нашими преподавателями, думаю – не я один, и это отчасти является фактором нашего ответственного отношения к онлайн-занятиям.