• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международный институт экономики и финансов

«Если вы не определились с будущим — год жизни в Риме даст возможность оценить себя в новой перспективе»

В 2019 году трое студентов магистратуры МИЭФ после первого курса поехали учиться в римский университет LUISS по программе двойных дипломов — это Анастасия Мельник, Арсений Турышев и Никита Цырлин. По окончании семестра они поделились с нами впечатлениями и рассказали: почему «расслабленные итальянцы» - это стереотип, в чем сила русской математики, как искать жилье в Риме, почему даже защита диссертации в LUISS выглядит барочно и в чем разница между инновациями и фундаментальным образованием.

«Если вы не определились с будущим — год жизни в Риме даст возможность оценить себя в новой перспективе»

Какие у вас бакалаврские специализации за плечами?

Арсений: Я закончил факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ по направлению «Прикладная математика и информатика».

Никита: Я тоже пришел с ФКН, только с «Программной инженерии».

Анастасия: У меня — факультет теоретической и прикладной лингвистики Вышки, я специализировалась на программировании.

Почему для вас компьютерные науки нашли продолжение в экономике?

Арсений: Это был первый вопрос, который нам задал Максим Игоревич Никитин при поступлении. У меня есть конкретная цель — освоить финтех.

Никита: Я думал, как совместить компьютерные науки с экономикой, потому что сейчас все гуманитарные сферы затронуты технологиями, особенно экономика.

Анастасия: Я попала на стажировку в Сбербанк и поняла, что мне не хватает знания финансов, чтобы как-то развиваться в профессии. В МИЭФ я пришла изучить финансы и подтянуть математику.

Анастасия, почему вы предпочли академическую программу, а не просто прикладной курс в том же Сбербанке?

Анастасия: Здесь училось много знакомых, мне просто сказали - «хорошее место», и я особенно не размышляла. К тому же академический подход всегда дает большую глубину знаний, а в прикладном обучении меньше гибкости. Может быть, через несколько лет я подумаю про PhD, но пока у меня в планах освоить индустрию через фундаментальное образование.

У кого-то из вас уже есть опыт работы в финтехе?

Арсений: Этим летом я стажировался в Ernst & Young, но занимался там больше прикладными задачами в области анализа данных, так что это было скорее проверкой знаний, полученных на ФКН.

Анастасия: Я год работала в Сбербанке в казначействе стажером, потом стала аналитиком, а этим летом стажировалась в Goldman Sachs в Лондоне.

Как вы попали в LUISS?

Анастасия: когда мы были на первом курсе магистратуры, к нам приезжали преподаватели из LUISS и проводили презентацию программы двойных дипломов, которая запустилась в 2017 году. Также в МИЭФ в тот момент по этой же программе училась студентка из LUISS Мария Элизабетта, которая многое нам рассказала про университет, так что появилось желание поучаствовать в программе. К тому же, в бакалавриате я изучала итальянский.

Никита: Подача заявок на программу завершается весной, так что после первого семестра ты уже можешь соотнести свои желания и возможности. Сейчас мы закончили первый семестр учебы в LUISS, а после второго в июле будем защищаться сначала в Риме, а осенью уже в МИЭФ. Трудно было не воспользоваться возможностью получить два диплома — к тому же, это другая страна, новый подход к преподаванию, на мой взгляд — чуть менее академический, с большим акцентом на прикладных элементах. Для участия в программе важны хорошие оценки и желание, и если вы не определились с будущим, год жизни в Риме даст возможность оценить себя в новой перспективе, не говоря уже об обстановке.

Действительно ли в Европе студентам предоставляется больше исследовательской свободы и больше времени на самообразование?

Арсений: Нам так не показалось, расписание почти не отличается от МИЭФ, так же есть только два курса по выбору и примерно столько же времени выделяется на самостоятельную работу. Мы еще в МИЭФ привыкли к автономности и ответственности за правильно распределенное время. Кстати, итальянская система оценки знаний больше похожа на советскую — экзамены в основном проходят в устном формате. Это, пожалуй, главное отличие от МИЭФ, где как правило пишут тесты, а на ФКН мы участвовали в коллоквиумах.

Кто ваши однокурсники?

Никита: В основном это итальянцы, но много студентов, приехавших по программе обмена «Эразмус» из Бельгии, Нидерландов, Германии.

Анастасия: По моему опыту, участники программы «Эразмус» не очень-то сосредоточены на учебе, им интереснее тусовки и новая культурная среда. Чего не скажешь об итальянцах, они учатся с утра до вечера, сидят в библиотеке, обсуждают задания, ужасно волнуются из-за оценок, вообще — имеют четкое представление о том, чего ждут по окончании обучения. Поначалу мы очень удивлялись: эти студенты-ботаники в LUISS совсем не соответствовал нашему представлению о «расслабленных итальянцах». Возможно их озабоченность мотивирована тем, что университет частный, и они платят за обучение немалые деньги.

В МИЭФ итальянские студенты были несколько удивлены тому, какой мощный акцент здесь делается на “отвлеченной” математике, тогда как им привычнее держать в уме прикладной результат.

Никита: Еще одна отличительная особенность итальянских студентов — это страсть к аналоговому формату. Они постоянно десятками печатают слайды, а у принтера собираются гигантские очереди. Дело в том, что преподаватель ведет лекцию по презентации, и студентам легче делать пометки на распечатках слайдов, чем переписывать формулы в тетрадь. К тому же, учебники дорогие, а в библиотеке нельзя взять с собой книги, как у нас. И даже популярные учебники присутствуют в небольшом тираже, поэтому итальянцы часто печатают целые книжки.

Сильная математическая подготовка все же пригождается в LUISS?

Арсений: Зависит от предмета, но можно, к примеру, не готовясь решить задание по статистике.

Что вам показалось новым или непривычным в плане преподавания?

Арсений: Меня удивил уровень подготовки профессоров к лекциям в отношении готовности ответить на любой вопрос, порадовала ответственность и желание донести материал как хорошему лектору.

Никита: Большинство преподавателей — практикующие специалисты, у них есть опыт в консалтинге, в банках.

Я знаю одного профессора, который каждый вторник утром прилетает из Швейцарии, чтобы провести лекцию, и вечером улетает домой, чтобы на следующий день выйти на работу в банк. 

Что представляет из себя кампус университета?

Никита: Он очень зеленый, это первое, что бросается в глаза. Формально университет состоит из пяти кампусов, а территории скорее напоминают ботанический сад с историческими зданиями, особенно центральный кампус Viale Pola. Собственно, лужайки для студентов так и называются: community garden. Есть даже футбольное поле, где можно погонять с мячом. На втором этаже главного корпуса расположены открытые аудитории, куда можно приходить и самостоятельно заниматься. Между двумя самыми дальними частями кампуса курсирует автобус, но чтобы им пользоваться, нужно скачать приложение. В университете даже есть свой зеленый каршеринг электромобилей Luiss Green Mobility, но в принципе все находится в пешей доступности.

Анастасия: На каждом этаже дежурят по нескольку административных сотрудников, которые следят вовсе не за студентами, а за аудиториями — чтобы все было в техническом порядке, стулья были на месте, работал проектор. Они могут подсказать, какая аудитория свободна и где можно в тишине позаниматься.

В университете существует какая-то поддержка иностранных студентов, как в Вышке?

Анастасия: Почти все социальные активности, направленные на коммуникацию студентов, проходят там в рамках программы «Эразмус», в том числе сотрудники активно занимаются поддержкой и интеграцией иностранцев в университетское комьюнити. Устраиваются вечеринки, экскурсии и разные культурные активности, а всеми административными вопросами занимается учебный офис. Когда мы только приехали, нам выдали буклет с инструкциями вроде «как пользоваться университетом LUISS», где описаны практически все вопросы, которые могут возникнуть поначалу, и указано, куда с ними обращаться. Нам не довелось почувствовать себя заброшенными.

Как в университете с жильем?

Никита: Это не самый простой вопрос. В кампусе есть сервис CasaLUISS, что-то вроде риэлтерского агентства, которое помогает с поиском жилья. Правда, нам не очень подошли предложенные варианты, и мы решили искать жилье самостоятельно, а в Риме это настоящий челлендж, потому что жилье дорогое и очень разное, чтобы сразу оценить комфортность проживания. При университете есть общежития, но если сопоставить условия — пропускной режим, отбой в определенный час и т. п. — и ценник, то с тем же успехом можно снять комнату самому.

Анастасия: Главная проблема римского жилья в том, что нужно оплачивать депозит на несколько месяцев вперед. Сейчас я понимаю, что мы слишком мало времени заложили на поиск жилья, это нужно делать сильно заранее, минимум за несколько месяцев. На троих ничего найти не удалось, так что мы расселились по одиночке.

Я сняла маленький дом, скорее — гараж, по московским меркам – недалеко от университета, но добираться приходилось больше часа из-за того, что транспорт в Риме оставляет желать лучшего. Имейте в виду: Москва — один из самых лучших городов в мире в плане инфраструктуры и транспорта.

Никита: Зато в Риме тепло. Когда ночью в октябре идешь по городу в футболке — это искупает все минусы.

Как там насчет студенческого меню?

Никита: Местная шаурма просто божественна.

Самое время поговорить о науке: в чем отличия университета в плане исследовательских опций?

Никита: Поскольку фокус в учебе делается на прикладные элементы и кейсы, то подготовка к магистерской диссертации начинается позднее, чем у нас. Ты приходишь к профессору в декабре, а он говорит: зачем так рано? К тому же ты не можешь как в Вышке выбрать себе в научные руководители любого профессора, а только кого-то из твоего департамента. Это ощутимо ограничивает в плане выбора тем.

Как там выбирают тему и направление исследований?

Никита: Для меня это было сложно, потому что с одной стороны для МИЭФ нужно выбрать и озвучить тему заранее, и, пообщавшись с несколькими местными профессорами, я все же остановился на анализе криптовалют.

Арсений: Я хотел совместить тему машинного обучения с финансами, потому что вижу себя в дальнейшем именно в этом направлении. Там читают сильный курс по эконометрике временных рядов, есть возможность поработать в этом направлении. Также я продолжаю работать над будущей диссертацией с научным руководителем из МИЭФ Светланой Брызгаловой. Мне понравилось, что в LUISS проводятся отдельные семинары по научной работе, где иностранным студентам рассказывают, каковы правила подготовки и защиты диссертации, как работать с источниками, как скоординировать работу с руководителями, если их двое, и т. п.

Никита: Еще есть опция академического тьютора и приглашенного эдвайзера из индустрии, который может помочь студенту экспертизой в той сфере, где работает в данный момент.

Анастасия: Кстати, сама процедура защиты выглядит довольно помпезно и проходит в историческом холле с куполом, роялем, драпировками и барочной лепниной. Это запоминающееся событие, на которое принято приглашать родственников и друзей, в общем — свою группу поддержки, что добавляет трепета.

Какие планы?

Анастасия: я получила оффер и после защиты уезжаю в Лондон работать в Goldman Sachs на должности New Analyst в департаменте Engineering.

Никита: У меня меньше определенности, я все еще думаю над тем, где и чем заниматься.

Могу точно сказать, что в Италии я не буду искать вакансий. Италия — прекрасная страна, но здесь нужно отдыхать, а не работать.

Поэтому я пока ищу стажировки в других странах или вернусь в Россию и поработаю там.

Арсений: В LUISS работает свой Карьерный центр, но предложения для иностранцев ограничены. Зато есть прекрасная опция заказа комнаты для делового интервью, причем на любом языке. В университете есть такое заведение как Luiss Language Café, которое специально предназначено для того, чтобы студенты проводили там встречи, общались друг с другом и вообще отдыхали. Можно застолбить место для онлайн-конференции, поэтического чтения, музыкального мероприятия, в кафе есть своя мини-библиотека на разных языках, часто там проходят встречи студентов с выпускниками.

Анастасия: Я, например, занималась в Luiss Language Café с учеником по скайпу математикой.

Luiss Language Café
Luiss Language Café
©courtesy of LUISS.edu

Как на ваш взгляд можно улучшить связь современного финансового образования с технологиями и вообще запросами банкинга на специалистов?

Арсений: В LUISS очень развито взаимодействие с людьми из финансов, и это дает огромный плюс будущим специалистам, несмотря на то, что математическая традиция, например, в российских университетах более сильная. LUISS исторически формировался как более гуманитарный университет, в университете 4 департамента: Права, Бизнеса и Менеджмента, Экономики и Финансов и Политических наук, поэтому естественно-научные направления там не предусмотрены концепцией. Там скорее больший акцент в учебе делают на развитии экономической интуиции через практические кейсы.

Зато в программе есть курсы, которые ты можешь взять, чтобы углубить связку с финтехом. Например, Empirical finance, Computational Tools in Finance и Risk Management, где большое внимание уделяется математическим моделям для анализа рисков. На курсе по финансовой экономике у нас были занятия по адаптации научных и технических статей, как оказалось — очень полезный навык!

Никита: Очень много научных и очень важных статей остаются вне поля зрения не то что общества, но даже студентов вузов, и уделяется очень мало внимания тому, как представить эту статью, рассказать о ней понятным языком, чтобы ее могли использовать в своих исследованиях или ссылках ученые из других областей. Когда я пришел в МИЭФ после ФКН, для меня это погружение в исследования, написанные «научным» языком», были большой трудностью.

Анастасия: С этого года в МИЭФ Фабиан Слонимчик начал вести курс по машинному обучению, это уже большой шаг академического образования в сторону финтеха. Но я считаю, что фундаментальное образование как раз не должно быть частью инноваций буквально, а скорее давать глубокие знания математики и статистики, чтобы стать базовым для развития в разных направлениях. Чтобы работать в финтехе нужно в первую очередь владеть этой базой, это мой опыт. Работая на стыке, как сейчас, невозможно идеально владеть новейшей информацией, она — как и технологии — никогда не будет фундаментальной. Нужно учить не технологиям, а умению разобраться в понимании принципов, чтобы человек мог быстро справиться с новым вызовом.

О программе с LUISS