Международный институт экономики и финансов

«Мы ищем коллег, у которых можем поучиться сами»

Удара Пейрис

Удара Пейрис

В начале января 2020 в Сан-Диего прошло мероприятие ASSA (Allied Social Science Associations), которое ежегодно организует Американская экономическая ассоциация (AEA). Сюда съезжаются представители университетов и молодые ученые со всего мира, это главный job market для академического сообщества. Удара Пейрис, доцент МИЭФ, является одним из интервьюеров на этом мероприятии. Он рассказал: какие университеты принимают участие в ASSA, как ученому попасть на работу в МИЭФ и чем может завлечь международного профессора московский вуз.

– Все университеты мира пользуются ASSA Meeting как каналом набора сотрудников или есть другие практики?

Большинство экономических факультетов в университетах, где ведутся исследования и поддерживается публикационная активность, считают нужным присутствовать на заседаниях ASSA и проводить собеседования именно там. Потому, что мероприятие глобально объединяет обе стороны – университеты в поиске ученых и профессоров в поиске преподавательских и исследовательских позиций. Поэтому максимально удобно беседовать сразу с многими кандидатами в течение трех дней.

Конечно, существует еще несколько, менее масштабных мероприятий, подобных АSSА, где проводятся интервью – например, European Job Market, который проводит Европейская экономическая ассоциация (ЕЕА) совместно с Королевским экономическом сообществом (RES). В скором времени European Job Market может стать второй по значимости после ASSA площадкой для проведения централизованных интервью – такой формат наилучшим образом подходит обеим сторонам, при этом экономя всем время и деньги.

– Вам часто приходится бывать на ASSA? Как вообще выглядит академическая стратегия найма в МИЭФ?

Я принимал участие в большинстве ежегодных собеседований в АSSА с тех пор, как начал работу в МИЭФ 7 лет назад, хотя институт нанимал сотрудников в сотрудничестве с LSE с 2005 года и был одним из первых российских вузов, который начал эту практику. Сейчас у нас работает 20 преподавателей, нанятых на международном рынке, а также приглашенные профессора из крупнейших международных университетов.

Стратегия найма МИЭФ, как и в любом научно-исследовательском университете, строится на желании быть признанными глобальным академическим сообществом. Происходит это за счет “поставки” качественных исследований, которые вносят значительный вклад в образование и науку. Этот вклад измеряется формально – публикациями в ведущих международных журналах, но на самом деле – влиянием исследований на практику в частном секторе, правительстве, центральных банках и международных организациях, таких как МВФ и ВТО. Поэтому, выбирая сотрудника, необходимо принять решение о том, смогут ли наши потенциальные коллеги достичь тех целей, которые видим перед собой мы. Как правило по плану происходит найм 1-2 международных сотрудников в год.

– Кто потенциальный кандидат для МИЭФ?

Нам важно понимать – работает ли кандидат над решением важных и интересных задач, обладает ли навыками и подготовкой, чтобы вести поиск решений, будут ли результаты оценены профессиональным сообществом? Это сложно установить только на собеседовании, мы изучаем портфолио, например – смотрим, кто является консультантам нашего кандидата во время получения PhD, кто дает ему рекомендательные письма, что представляет собой его презентационная статья. Можно сказать, проводим свое академическое расследование. Собственно, презентационная статья (job market paper) – это важнейшая часть работы и задокументированный итог обучения, с которым выпускники PhD могут начинать карьеру исследователей. 

Даже когда с профессиональной точки зрения кандидат подходит нам по многим параметрам, нам также важно понять, будет ли он для нас хорошим коллегой. Как ученые, мы всегда испытываем интеллектуальный голод, мы любопытны и заинтересованы в том, чтобы учиться друг у друга, поэтому надеемся, что “новичок” привнесет в коллектив творческое зерно.

Мы ищем коллег, у которых можем учиться сами. Да, понимаю, наши запросы велики, и идеальный кандидат зачастую предпочитает нам более крупного конкурента, но тем не менее у нас складывается уникальный коллектив исследователей, благодаря нашим тщательным поискам. 

– Что происходит после того, как кандидат вам таки подошел?

После собеседований на АSSА мы приглашаем наиболее подходящих нам кандидатов в Москву, чтобы они могли встретиться с другими представителями факультета и увидеть университет и город, в котором предстоит жить и работать. Во время этого визита также происходит официальное знакомство преподавательского состава МИЭФ с презентационной статьей кандидата, после чего уже идет речь о назначении. Финальное решение принимает Международный академический комитет МИЭФ, который делает формальный оффер согласно всем стандартам и нормам. 

Большую роль в академической жизни МИЭФ играет поддержка LSE, и в этом году с принятием решения нам очень помогли Кристиан Джуллиард и Кевин Шиди – советник по научно-исследовательской работе и академический координатор проекта LSE/ICEF.

– Чем в академическом мире определяется престиж сотрудника? 

Каждая кафедра или факультет в любом университете мира мечтали бы иметь сотрудника – обладателя Нобелевской премии! Однако, таких единицы, и несмотря на огромную работу, прекрасные исследования и выдающихся выпускников, в профессии остается много людей, которые просто тихо вносят свой вклад в науку. По сути, это проблема совпадения – чем больше ваш департамент прославляется своими исследованиями, тем больше сильных кандидатов, способных еще больше прославить его, хотят присоединится к такому коллективу.  

Для молодых кафедр в МИЭФ и НИУ ВШЭ в целом это вопрос последовательного улучшения результатов исследований и “перехвата” кандидатов у более крупных и известных исследовательских структур. Я думаю, наш престиж складывается из амбиций и активной коммуникации с академической средой. На мой взгляд у МИЭФ все шансы, чтобы войти в топ-10 европейских научных департаментов в течение следующих 10 лет. Это то, что я пытаюсь донести до наших кандидатов на собеседованиях У нас отличная исследовательская культура и ресурсы, но самое главное – мы хотим, чтобы это произошло. Молодые ученые рады быть частью чего-то растущего, и этот энтузиазм передается новичкам, когда те присоединяются к коллективу.  


Американская экономическая ассоциация (AEA) – это научно-образовательное сообщество в области экономики со штаб-квартирой в Нэшвилле, штат Теннесси, основанное в 1885 году. АЕА публикует один из самых престижных научных журналов по экономике – American Economic Review. Одной из главных задач ассоциации является поддержание максимально независимой экономической дискуссии в научном сообществе и поощрение исследований.

Число участников АЕА составляет около 18 000 человек, наряду с учеными это также представители бизнес-сообщества и органов власти.

Первую ASSA (Allied Social Science Associations) meeting ассоциация провела в 1950 году и с тех пор каждый год в крупных городах США организует встречи молодых ученых с департаментами различных университетов. В 1974 году АЕА основала издание «Вакансии для экономистов» (Job Openings for Economists), а с появлением интернета JOE рассылается ежемесячно в электронном виде.

Ассоциация также ежегодно присуждает медаль Джона Бейтса Кларка за выдающиеся научные достижения в области экономики ученому в возрасте до 40 лет. Эту награду часто называют «Нобелевским младенцем», потому как многие из обладателей медали в последствии становятся нобелевскими лауреатами.


– Как выбирается состав интервьюеров? 

Мы приглашаем штатных преподавателей и некоторых доцентов. Интервьюеры ротируются каждый год, также многие из них участвуют в официальной части ASSA, где представляют свои исследования научному сообществу. 

– Кто еще из российских вузов сражался с вами за лучших кандидатов на ASSA?

Кроме РЭШ и НИУ ВШЭ другие российские вузы там не представлены. Я искренне надеюсь, что они также начнут процесс найма профессоров через ASSA, потому что это имеет огромный потенциал для привлечения качественных кадров и в целом может поднять науку в России на новый уровень. 

– Расскажите про кандидатов, с которыми вам пришлось беседовать – что это за люди, чем они интересны? 

Я был очень впечатлен всей группой кандидатов, которые подали заявки на должности МИЭФ в 2019 году. Мы привлекаем все более сильных кандидатов, и это отражает растущую репутацию МИЭФ как в плане публикаций и участия в конференциях, так и относительно преподавательского уровня на факультете в целом.

Наш новый кампус был тем, о чем мы с гордостью рассказывали кандидатам! Конечно, мы даем людям понять, насколько велика Москва как город для жизни и культурного развития, но большинство из кандидатов не имеют географического предпочтения, им важнее – предоставит ли университет необходимую среду, чтобы они могли добиться успеха в своих исследованиях.

Окончательные решения по собеседованиям будут приняты в течение следующих трех месяцев. Новые преподаватели приезжают в августе и с сентября приступают к работе.

– Как происходил ваш собственный процесс рекрутмента в МИЭФ?

Опыт был очень похож на тот, который я получил в университетах США и Европы. Я думаю, что МИЭФ вместе с LSE всегда поддерживал стандартный процесс академического рекрутмента, который обеспечивает кандидатам комфорт. Решающим фактором в пользу МИЭФ для меня был искренний интерес профессорско-преподавательского состава к моим исследованиям – мне дали понять, что предоставят наилучшую исследовательскую среду для моего развития и становления. Я был одним из первых, кто был нанят по стандартной международной системе, и действительно могу сказать, что в этом коллективе и в этих условиях заниматься научной работой легко.

– Как и когда студент должен начинать готовиться к выходу на рынок труда?

Это должно происходить не раньше, чем на программе PhD. Обычно фокус на подготовке к профессиональной самопрезентации задается на 3 году пятилетнего обучения. Мой совет с высоты собственного опыта таков: сообщество крайне тесное, а репутация распространяется молниеносно. Так что работать именно над репутацией можно начинать заранее, а продолжать – всегда.