• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международный институт экономики и финансов

«Будущее финансов "облачно", но алгоритмам не заменить настоящих профессионалов».

Вчера прошел День открытых дверей бакалаврской программы, где выступили директор МИЭФ и академический руководитель программы, студенты и выпускники, и одним из спикеров стал Егор Кривошея, окончивший бакалариват в 2014 году. Сейчас Егор завершает учебу в аспирантуре НИУ ВШЭ и занимает позицию руководителя направления исследований в Центре исследования финансовых технологий и цифровой экономики Сколково-РЭШ. В интервью он рассказал, какие тренды волнуют специалистов в финтехе, как выстоять на рынке труда в битве с алгоритмами и почему в финансах будущего “облачно”.

«Будущее финансов "облачно", но алгоритмам не заменить настоящих профессионалов».

 – Как вы попали на работу в бизнес-школу Сколково?

В 2014 году, когда я закончил бакалавриат МИЭФ, то планировал поступать на PhD программу и размышлял, как наработать конкурентное портфолио для того, чтобы хорошо выглядеть на международном рынке труда. Я поступил в магистратуру МИЭФ и параллельно начал работать в Сколково, потому что мне было тогда интересно разобраться с новой для себя сферой платежных систем. Мне хотелось с одной стороны остаться в исследовательской среде, а с другой – вникнуть в бизнес и быть в связке с реальной ситуацией на рынке. 

Нам с коллегами пришла мысль о том, что было бы здорово в рамках Центра внутри Сколково совместить лучшее из мира исследований, консалтинга и образования. Так из инициативы выросла кафедра «Финансы, платежи и электронная коммерция», партнером которой стала компания Masterсard, а через 5 лет из кафедры возник Центр исследования финансовых технологий и цифровой экономики Сколково-РЭШ.

Вот так, сначала ожидая академического выхлопа, я погрузился в прикладные исследования бизнеса, и это оказалось очень интересно. Я окунулся в сферу платежей, которой почему-то академические структуры уделяют мало внимания, тогда как именно из платежей растет весь финтех и цифровая экономика.

 – В Сколково вы часто сталкиваетесь с выпускниками МИЭФ?

Если говорить о нашем Центре, то там, к примеру, выпускников МИЭФ больше половины. Во многом здесь играет роль чувство комьюнити выходцев из МИЭФ – многим из нас комфортно развиваться именно в среде общих ценностей и навыков, так что часто в крупных компаниях срабатывает нетворкинг. Кроме того работодатель доверяет МИЭФ как проверенному бренду. 

 – Вы не думали перенести вашу идею о том, как свести академическое и бизнес- направления, в Вышку? Часто образование в МИЭФ называют “слишком академичным”. 

Частично я этим и занимаюсь. Но МИЭФ скорее не академичен, но фундаментален. Это образование дает тебе базу и инструменты, которые ты можешь комбинировать дальше в зависимости от задач. Я не раз видел, как студенты, которым я преподаю в бакалавриате МИЭФ, успешно пробуют силы в разных сферах – от Google до стартапов типа Skyеng. В Вышке я также читаю лекции в рамках факультатива по финтеху и сталкиваюсь с целым рядом заинтересованных ребят, которые ищут дополнительных знаний в области цифровой экономики, чтобы понимать, как под это подогнать свои фундаментальные знания и быть готовыми к работе. Мне кажется МИЭФ и Вышка в целом – прекрасное место, чтобы найти себя как специалиста, потому что они предлагают множество профессиональных инициатив для студентов – начиная с того, что сюда приходят люди из индустрий и рассказывают о своей сфере на горячих кейсах, и заканчивая регулярным общением с выпускниками.

 – Расскажите, какие исследования вы ведете в Центре, что мы не знаем про цифровую экономику, но что знает она о нас?

У нас в фокусе несколько тем. Это безналичные платежи, финансовая инклюзивность и финансовая грамотность людей, макрофинансы и инвестиции. Самая активная область исследований – цифровая трансформация финансовых услуг, где мы изучаем влияние экосистем на индустрию финансов. Одним из интересных открытых был тот факт, что на фоне гигантов финансовых инноваций, которыми сейчас являются Китай и США, российская модель уникальна. Здесь банковская сфера поддерживается крупнейшими игроками – Сбербанком, Тинькофф, ВТБ – которые формируют свою экосистему уже за рамками только финансовых услуг. Тот же Сбербанк инвестирует в самые разные проекты, от сервисов такси до маркетплейсов в сотрудничестве с Яндексом.

Другая большая область исследований касается данных. Пользователи зачастую не подозревают, что данные сейчас во многом собираются скрытыми способами, например, через то, как клиент ведет себя на других открытых в браузере сайтах во время сессии. С одной стороны эти “захваченные” данные могут пойти на благо развития продукта для того же потребителя, но этический вопрос незащищенности личной информации людей пока остается острым. Интересным открытием для меня стало то, что некоторые банки создают не только социальный, но и психологический профиль клиента, пытаясь построить продвижение услуги на основе тех паттернов поведения, которые человек для себя выбирает.

38% выпускников МИЭФ работают в сфере финансов.
31% выбирают реальный сектор, а 19% представляют сферу аудита и консалтинга.

 – IT-инвесторы вроде Марка Кьюбана говорят, что через 10 лет диплом философа будет стоить в 10 раз дороже, чем сейчас образование в data science. Есть в этом правда?

Сейчас действительно психологические особенности человека становятся местами важнее профессиональных. Как раз актуальной темой исследований является сфера навыков будущего для финансового сектора. Специалистов изводят страхи по поводу автоматизации, но на самом деле произойдет не замена, а скорее трансформация профессий – люди будут переходить на другие позиции и просто менять одни навыки на другие, и безработица финансистам в целом не грозит. Студенту уже сейчас нужно оставаться на связи с рынком, чтобы отвечать его актуальным запросам, а не выйти “в никуда”, и помнить о том, что огромным плюсом к диплому будут его творческие и критические навыки, то есть те профессиональные особенности, которые в процессе принятия решений не может заменить алгоритм. Да, будущее финансов облачно, но алгоритмам не заменить настоящих профессионалов.

 – Вы держитесь в тренде longlife-learning? Что планируете делать, после очередного диплома?

Сейчас я заканчиваю аспирантуру Вышки и остаюсь преподавать, активно участвуя в жизни студентов. Для меня сейчас этот аспект важнее собственного образования, которое пока сосредоточено на попытке понять: как трансформировать обучение в соответствии с IT-запросами меняющейся индустрии финансов. Конечно, самообразование никто не отменял, но в череде дипломов я планирую сделать перерыв.

Презентация бакалаврской программы