«Программа ICEF Academia вовлекает студентов в продвинутую экономику и учит размышлять»
Данил, расскажите, пожалуйста, подробнее, что вы преподаете на курсе Economic Thinking
Я преподаю курс «Экономическое мышление» (Economic Thinking) на первом курсе программы ICEF Academia вместе с директором Вышки по развитию преподавательского мастерства Андреем Дементьевым, и мы оба стремимся показать экономику с разных сторон. Мою часть можно назвать «олимпиадной микроэкономикой». Многие студенты, выбравшие обучение в ICEF Academia, поступили в МИЭФ по результатам экономических олимпиад (в первую очередь, это всероссийская олимпиада школьников) и стандартный курс микроэкономики может показаться им слишком простым, так как кое-что из него они уже знают. Поэтому на курсе Economic Thinking я предлагаю им подумать над более сложными задачами. Не технически (математически) сложными, а моделирующими нетривиальные экономические ситуации и взаимосвязи. В стандартном курсе микроэкономики много тем и их приходиться изучать за короткое время. Поэтому не всегда есть возможность обсудить более серьезные, нестандартные вопросы, а в формате курса для ICEF Academia мы можем разобраться в них в узком кругу (10 - 15 студентов) в комфортном для всех темпе. К примеру, мы обсуждаем такие вопросы: может ли экономический рост навредить стране, если она участвует в международной торговле. Если какого-то товара не хватает на всех, то какие механизмы лучше работают для его распределения. Как рестораны выбирают, в какое время проводить акцию «счастливые часы». Может ли строительство новых дорог ухудшить ситуацию с пробками и так далее.
В каком формате проходят занятия?
Мы решили, что на курсе Economic Thinking не будет стандартных лекций. Поскольку студентов немного, мы можем позволить себе проводить все занятия в формате обсуждения тех или иных проблем. В моей части курса - это микроэкономические задачи, каждая из которых учит какой-то непростой содержательной идее. Кроме того, чтобы получить отличную оценку, студенты должны прослушать онлайн-курс Model Thinking от Мичиганского университета.
Какие студенты посещают ваш курс?
В основном, как я уже говорил, это бывшие олимпиадники-экономисты. Но есть и студенты, которые в олимпиадах никогда не участвовали, но, поступив в МИЭФ, поняли, что хотят понять экономику глубже, чем рассказывают на базовых курсах. Многих студентов курса я уже встречал раньше на разных проектах для школьников (олимпиады, летние школы), и надеюсь, что в будущем они станут моими коллегами в этих проектах. По крайней мере, вижу, что многим такой опыт был бы интересен.
Что, на ваш взгляд, привлекает студентов в программе ICEF Academia в целом?
В последние годы (и это подтверждается статистикой) в МИЭФ поступает всё больше и больше победителей олимпиад по экономике. Безусловно, это вызов для института - чему учить тех, кто и так уже много знает? Курсы ICEF Academia отвечают на этот вызов, попутно вовлекая в «продвинутую» экономику всех сильных студентов. Если эти студенты потом захотят сделать научную карьеру, то, конечно, полученные дополнительные знания им пригодятся напрямую. Но даже если не захотят, то навыки решения сложных, новых задач и защиты своей точки зрения с привлечением строгих моделей не будут лишними в любой карьере. На мой взгляд, программе ICEF Academia не нужно стремиться к тому, чтобы стать массовой. Лично мне комфортно преподавать для маленькой аудитории (10 – 15 студентов) и такой формат кажется мне наиболее эффективным. В такой мини группе можно услышать каждого студента, увидеть его сильные и слабые стороны и убедиться, что он научился чему-то содержательному.
Вы 6 раз становились лучшим преподавателем, что вы считаете важным в своей работе, и что отмечают студенты?
Мне кажется стиль преподавания имеет значение. Когда я только начинал работать в Вышке на кафедре экономической теории, то сразу же стал читать лекции перед большой аудиторией, и там нельзя расслабляться, иначе студентам станет неинтересно, исчезнет контакт. При этом важно не терять этот контакт не только во время занятий, но и вне аудитории. В университете у каждого преподавателя есть присутственные часы, студенты могут присылать сообщения по электронной почте, писать в социальных сетях, договариваться о встречах, задавать вопросы… Я люблю микроэкономику и люблю говорить о микроэкономике, так что когда студенты просят о встрече и вне присутственных часов, я стараюсь найти такую возможность. На мой взгляд, это важная составляющая процесса обучения. Кроме того, не нужно забывать объяснять, для чего мы учим. На курсе я стараюсь приводить примеры из жизни, а не просто оперировать абстрактными формулами.
Анастасия Чумак, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ