• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Покровский бульвар, д. 11, корпус T, Москва, 109028

Тел.: +7-495-580-89-19

E-mail: icef@hse.ru

Как добраться >>

Руководство
заместитель директора по академическим вопросам Замков Олег Олегович
Заместитель директора по науке Никитин Максим Игоревич

«То, что люди работают не по специальности, это совсем не проблема»

Интервью с вице-канцлером Лондонского университета Джеффри КроссикомРБК daily. 6 октября 2010

 

Недавно занявший высокий пост вице-канцлер Лондонского университета профессор Джеффри Кроссик рассказал корреспонденту РБК daily Татьяне Глазковой о том, чего не хватает российским вузам, чтобы занимать ведущие места в международных рейтингах, и почему британским вузам это удается. Он также высказал свое мнение о влиянии экономического кризиса на высшее образование и о проблемах инновационных центров.

— Как кризис повлиял на популярность высшего образования в мире?

— Кризис, несомненно, повлиял на высшее образование. Большинство правительств готовы вкладывать сейчас больше денег в образование. Они уверены, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе экономика выйдет уже не только из рецессии, но и из кредитных тисков, и понадобится больше высокообразованных сотрудников.

— Какие направления стали сейчас более привлекательными для будущих студентов?

— На этот вопрос нет однозначного ответа. Пока мы не можем сказать, как кризис отразится на выборе специальностей будущими студентами. Простой ответ: студенты выбирают сейчас специальности, которые помогают получить хорошую работу. Но есть и более сложные ответы для объяснения тенденции. Мы в Великобритании в последние два года увидели рост интереса к философии и истории. Таким образом, рецессия может оказать парадоксальное влияние на спрос на специальности.

— Изменились ли цели и задачи высшего образования за последние годы или они остаются теми же, что и, например, 10 лет назад?

— Если бы вы спросили о тех задачах образования, которые были 20 лет назад, я бы сказал — да. Они сейчас изменились. Но 10 лет назад они в целом были те же, так как изменения в развитых экономиках произошли раньше. На мой взгляд, важным уроком кризиса станет то, что университеты будущего станут больше концентрироваться на преподавании талантливым молодым людям знаний в сфере экономики, в том числе финансовой. Я думаю, что большинство стран, в том числе Великобритания, в которых существует сильный финансовый сектор, а также страны, которые хотят диверсифицировать экономику, сфокусированы на финансовом секторе. Еще один важный момент будущего — это не только образование, но и научные исследования в университетах. Университеты являются одновременно и исследовательскими центрами. И экономика будущего нуждается не только в талантливых людях и их хороших идеях. Она нуждается в исследованиях. Раньше люди получали знания, которых им хватало если не на всю жизнь, то лет на 10–15. Например, 15 лет назад люди на всю жизнь выбирали одну профессию. Теперь они меняют не только профессию, но и сферы деятельности. А потому экономика также нуждается в людях, умеющих адаптироваться, меняться, анализировать, потому что появляются новые профессии, о которых раньше и не слышали.

— В России, несмотря на кризис, популярность высшего образования остается очень высокой. Большинство выпускников школ стремятся поступить в вузы. При этом значительная часть выпускников работают не по специальности. Получается, государство зря тратит деньги на таких студентов. Сталкивалась ли Великобритания с такой проблемой и как ее возможно решить?

— Действительно, сейчас очень многие люди не могут найти работу. Но у людей с высшим образованием есть огромное преимущество на рынке труда, даже на таком непростом. Было бы ошибкой 17–18-летним молодым людям говорить: «Я сам могу найти работу». По поводу работы не по специальности — есть очень интересные результаты исследования ОЭСР. Они гласят, что в период рецессии число людей с образованием, работающих на низкоквалифицированной работе, не увеличилось и осталось на уровне 20–25%. На мой взгляд, то, что люди работают не по специальности, это совсем не проблема. Это как раз то, что нам сегодня нужно. В Великобритании нет традиции обязательно идти работать по той специальности, которую получал в университете. Например, некоторые говорят: у нас слишком много профессионалов в сфере СМИ, но половина из них не работают в СМИ. Да, они работают в других сферах, но используют навыки, полученные во время обучения. Это означает, что бизнесу нужны навыки, которые можно получить во время обучения по этой специальности.

— В рейтингах британские университеты традиционно занимают высокие места. Благодаря чему это удается?

— Рейтинги британских университетов в значительной степени зависят от научных исследований. В отличие от многих стран исследовательская деятельность в Великобритании сосредоточена в университетах. У нас есть два способа финансирования университетов. Один — это советы по квалификации университетов, которые предоставляют средства в зависимости от уровня университетов. При этом более сильные британские университеты, более сильные факультеты получают больше средств, чем менее сильные. И есть еще один источник финансирования — это независимые исследовательские советы. Они выделяют средства на конкретные проекты. На мой взгляд, это удачная комбинация. Еще одна причина высоких рейтингов — традиции независимости британских университетов. Как они тратят деньги — это не дело правительства. Даже сейчас, когда оно пытается повлиять на сферу исследований, оно не влияет на нее в деталях.

— The Times недавно опубликовала рейтинг 200 лучших вузов, в который российские университеты не попали вовсе. В других рейтингах такого рода российские вузы также не на первых местах. Чем, на ваш взгляд, объясняется такое положение дел?

— Невозможно создать отличный университет за 10 или 20 лет, это занимает гораздо больше времени. Россия на протяжении почти всего ХХ века была выключена из мирового процесса развития образования. Очень важна автономия университетов, свобода самостоятельно принимать решения, какой персонал набирать, какие подразделения создавать, какие предметы преподавать. Британские университеты и большинство американских обладают такой автономией. В России же долгое время университеты, обучение и исследования зависели от государства.

— Сейчас в России актуальна тема создания инновационного центра в Сколкове. Какой вклад образование может внести в создание инновационного центра? Сколько времени для этого потребуется?

— Идея инновационных центров сейчас в моде. Большая опасность для инновационных центров — то, что они изолированы от интеллектуальной жизни университетов. Правда, еще одна проблема заключается в том, что современные университеты с трудом могут сочетать различные дисциплины, решающие весьма различные задачи. Важной задачей является и привлечение бизнеса к инвестированию в исследования. Я не говорю, что инновационные центры не могут быть успешными, но для этого им нужно решить вышеназванные проблемы.

 * * *

Лондонский университет основан в 1836 году и первым в мире стал предлагать возможность получить диплом студентам самых разных стран. В России наиболее тесным является сотрудничество этого учебного заведения с Международным институтом экономики и финансов (МИЭФ) Высшей школы экономики, студенты которого в рамках международной программы могут получить одновременно два диплома бакалавра — ГУ-ВШЭ и Лондонского университета.

Вице-канцлер Лондонского университета профессор Джеффри Кроссик является главным должностным лицом университета и несет ответственность перед советом попечителей. Профессор Кроссик стал вице-канцлером университета в сентябре этого года. До этого он в течение пяти лет был ректором колледжа Goldsmiths Лондонского университета.