Поздравляем победителей Конкурса НИРС-2024
- София Салямова, выпускница бакалавриата МИЭФ 2024, заняла 1 место в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по финансам для студентов магистратуры и выпускников 2024 года».
Научный руководитель - Соколов Владимир Николаевич - Евфросиния Сахно, выпускница бакалавриата МИЭФ 2024, заняла 3 место в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по экономике для студентов магистратуры и выпускников 2024 года».
Научный руководитель - Юрко Анна Вячеславовна - Антон Самокиш, студент 4 курса бакалавриата МИЭФ, занял 3 место в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по финансам для студентов бакалавриата и специалитета».
Научный руководитель - Собченко Олег Евгеньевич - Кристина Элик, студентка 3 курса бакалавриата МИЭФ, стала лауреатом в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по экономике для студентов бакалавриата и специалитета».
Научный руководитель - Ворчик Андрей Денисович - Также лауреатом конкурса по финансам для студентов магистратуры и выпускников 2024 года стал выпускник бакалавриата МИЭФ и лауреат конкурса НИРС 2022 года Вячеслав Бучков.
Научный руководитель - Пифтанкин Геннадий Николаевич, Сбер
Поздравляем победителей и их научных руководителей!
Студенты и выпускники МИЭФ – победители НИРС ВШЭ рассказывают о своих работах и планах на будущее
София Салямова
София Салямова, выпускница бакалавриата МИЭФ 2024, заняла первое место в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по финансам для студентов магистратуры и выпускников 2024 года» конкурса НИРС НИУ ВШЭ. Научный руководитель – доцент МИЭФ Владимир Николаевич Соколов, PhD.
- София, поздравляем Вас с убедительной победой! Расскажите, когда Вы узнали о конкурсе НИРС Вышки и сразу ли решили в нем участвовать?
О конкурсе НИРС НИУ ВШЭ я узнала на 1-м курсе МИЭФ. Я удивлялась, насколько талантливы студенты МИЭФ, ставшие победителями и призерами конкурса НИРС, ведь написать исследовательскую работу, которую высоко оценят профессора одного из лучших университетов России, - это очень сложно. Однако теперь и я среди студентов, которые смогли победить на конкурсе, и могу сказать, что это вполне реально, самое главное - трудолюбие и правильное применение знаний, полученных во время обучения в МИЭФ.
На 2-м курсе я решила участвовать в менторской программе МИЭФ. В программе студенты объединяются с выпускниками, которые делятся профессиональными и карьерными советами. Моим ментором была Анастасия Рузчик, которая до этого стала победителем конкурса НИРС и уже училась в магистратуре в Лондонской школе экономики. Для меня она стала примером для подражания.
Одна из наших встреч была посвящена обсуждению важности выбора темы для исследовательской работы. Если тема интересна автору, то он сможет раскрыть все ее аспекты в работе и, как говорит один из преподавателей МИЭФ, понятно рассказать суть работы своей бабушке.
Другим немаловажным аспектом в исследовательской работе в университете является выбор научного руководителя. Во время моего обучения в МИЭФ у меня были прекрасные руководители: Алина Мяло, которая научила, как необходимо строить свой анализ, Надежда Каныгина, которая научила применять знания по эконометрике на практике и правильно анализировать данные, и Владимир Соколов, который помог собрать все мои знания, полученные в МИЭФ, воедино, чтобы написать отличную дипломную работу.
- Расскажите суть Вашей работы и нам, пожалуйста. Как бы Вы рассказали о ней своей бабушке?
Название моей работы «Исследование характеристик банков, влияющих на выпуск ценных бумаг, обеспеченными активами». Моя работа посвящена одному из пути привлечения финансирования банками - секьюритизации. Простыми словами, банк формирует корзинку из кредитов с разным уровнем риска и продает на рынке инвесторам. Инвесторы заинтересованы в данном финансовом инструменте, так как корзины из кредитов приносят им постоянный доход с относительно низким риском. В своей работе я анализировала факторы, которые влияли на желание банков выпускать такие корзинки из кредитов.
Полное интервью с Софией Салямовой читайте здесь.
Евфросиния Сахно
В номинация «Лучшая научно-исследовательская работа по экономике для студентов магистратуры и выпускников 2024 года» третье место заняла выпускница бакалавриата 2023-2024 учебного года Евфросиния Сахно. Научный руководитель - доцент МИЭФ Юрко Анна Вячеславовна, PhD Economics.
- Евфросиния, какую тему и почему вы выбрали для своего исследования?
Тема моей работы - «Анализ влияния наличия высшего образования и онлайн курсов на интерес работодателя». Я считаю эту тему очень актуальной, поскольку сейчас вокруг обилие рекламы онлайн курсов. И встает вопрос - насколько выпускники курсов конкурентоспособны на рынке труда по сравнению с выпускниками вузов? Я сама сталкивалась с этим вопросом.
В начале моей работы я подробно изучила существующие данные на эту тему на российском рынке, а также зарубежные исследования. Выбрала методологию исследовательской работы и потратила много времени на разработку полевого эксперимента. Нужно было обосновать каждую деталь, чтобы все получилось, как задумано. Несколько месяцев я собирала данные: из-за специфики эксперимента это можно было сделать только вручную, вживаясь в роль выдуманных кандидатов на hh.ru. Далее я анализировала данные, строила регрессии и тестировала свои гипотезы.
- В чем суть исследования и его выводы?
Моя работа путем эксперимента в условиях настоящего рынка труда сравнивает, насколько активно работодатели готовы рассматривать молодых специалистов, которые закончили онлайны курсы, по сравнению с теми, кто закончил высшее учебное заведение. Я создала двух идентичных выдуманных кандидатов, которые были максимально схожи по всем параметрам, кроме типа образования. Именно это я и тестировала. Отправляя отклики на вакансии от лица соискателей на Head Hunter, я в реальных условиях видела, каких молодых специалистов чаще зовут на собеседования и какие кандидатуры вызывают больший интерес.
- Кто из преподавателей МИЭФ повлиял на ваше увлечение наукой?
У нас в МИЭФ очень сильный преподавательский состав, который меня вдохновлял на протяжении всех лет обучения. Я наблюдала много преподавателей, высоких профессионалов своего дела, общаясь с которыми заражаешься любовью и интересом к предмету. Отдельно хочу отметить мою научную руководительницу Анну Вячеславовну Юрко, которая меня поддерживала, верила в мою работу и направляла. Благодаря ее руководству я решила провести такой масштабный эксперимент в одиночку, не побоялась трудностей и чувствовала, что делаю интересную и важную работу!
- Чему самому ценному, на Ваш взгляд, учит МИЭФ?
МИЭФ учит думать, смотреть на картину целиком и понимать, как устроен этот мир! После МИЭФ, той сложной и интенсивной учебы, множества трудностей, ты становишься очень выносливым и сильным духом человеком, который по-настоящему может собой гордиться. МИЭФ задает очень высокий уровень. Это чувствуется и во время обучения, и после выпуска. Заданная планка побуждает поддерживать этот уровень и стремиться постоянно самосовершенствоваться.
Антон Самокиш
В номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по финансам для студентов бакалавриата и специалитета» третье место занял студент 4 курса бакалавриата Антон Самокиш (научный руководитель - преподаватель МИЭФ Собченко Олег Евгеньевич). Антон рассказывает о сути своей работы и тех лекциях и лекторах, которые стали для него полезными и вдохновляющими:
«Основной темой работы является исследование эффективности сделок слияния и поглощения на российском рынке. Такие сделки могут как принести значительную выгоду компании за счет синергий, так и оказаться менее полезными, и привести лишь к тратам средств компании-покупателя. Ключевой вопрос, на который я даю ответ в работе - насколько эффективны такие сделки на всем российском рынке.
В сфере моих интересов лежат корпоративные финансы, которые и стали основной для работы. Особенностью построенной модели является использование машинного обучения в качестве метода оценки эффекта от сделок, который имеет значительные преимущества над традиционными регрессионными моделями.
Самое ценное, чему учит МИЭФ - это способность подходить к любой поставленной задаче аналитически, формализовать её и найти решение с помощью математических методов. В этом мне были особенно полезны курсы по Эконометрике (лектор О. Замков), Анализу данных (лектор Б. Демешев) и Микроэкономике (лектор А. Фридман)».
Кристина Элик
Студентка 3 курса бакалавриата Кристина Элик (научный руководитель - преподаватель МИЭФ Ворчик Андрей Денисович) стала лауреатом в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по экономике для студентов бакалавриата и специалитета».
Кристина Элик рассказывает о том, как работала над исследованием, какие эксперименты провела в его ходе и чем ее удивило и порадовало обучение в МИЭФ.
-Кристина, Вы выбрали для своей работы такое явление как «розовый налог». Что это такое и как тестировали свои идеи на практике?
Розовый налог - это один из примеров ценовой дискриминации. Он заключается в том, что цена на товар, предназначенный женщинам, может быть выше, чем на аналогичный, предназначенный мужчинам. Иногда обоснованием для более высокой цены является только розовый цвет товара - отсюда и происходит название.
Я выбрала эту тему, потому что мне стало интересно: почему женщины добровольно платят больше за товар только потому, что на бирке маленькими буквами написано «женский». Ответ на этот вопрос мы искали вместе с моим научным руководителем – Андреем Ворчиком. Началось все довольно прозаично, с изучения литературы. А потом, когда пришло время искать ответ на исследовательский̆ вопрос, Андрей предложил провести эксперимент. От такого предложения я не смогла отказаться!
- В чем же состоял эксперимент и на какие вопросы отвечал?
В своей работе я пыталась понять, что может быть основанием для ценовой дискриминации. Если коротко, мне нужно было ответить на два вопроса. Правда ли, что женщины готовы платить больше за товары, чем мужчины? Или так считают производители, хотя на самом деле отличий в готовности платить нет.
Я исследовала волнующий̆ меня вопрос с двух сторон – потребителя и производителя. Для этого я провела два эксперимента, в которых респонденты брали на себя роль покупателя и продавца в интернет-магазине. Производители должны были решить, за какую цену они будут продавать товары женщинам и мужчинам. А покупатели должны были сказать, за какую цену они готовы приобрести товар и то, насколько он им нравится. Участники эксперимента покупали и продавали вещи из занятного списка гендерно-нейтральных товаров: фикус, стол, розетка и так далее. Когда данные были собраны, я проверяла их статистическую значимость при помощи тестов и регрессий.
- Кто из преподавателей МИЭФ вдохновил вас на занятия наукой?
На мое увлечение наукой сильнее всего повлияла Ольга Евгеньевна Кузина. Мне очень нравились ее лекции по социологии и то, как она увлекательно рассказывает о разных исследованиях. Благодаря ей я впервые почувствовала их значимость. Раньше я и подумать не могла, что с таким интересом буду читать научные статьи. В прошлом году я даже решила записаться на ее факультатив по Social Science Thinking and Research. Практически все знания о том, как устроен мир науки, я получила благодаря Ольге Евгеньевне.
Еще не могу не упомянуть своего научного руководителя. Андрей Ворчик — человек, который искренне увлечен своим делом, и это меня безумно вдохновляет. Благодаря ему мне было очень интересно работать. Я почувствовала себя исследователем, а не просто студентом, который пишет курсовую.
- Планируете ли продолжать научную деятельность?
Меня очаровывает наука и мне интересно заниматься исследованиями. Правда, я не думаю, что смогу всецело посвятить себя этому. Я попробую найти баланс между научной работой и другой профессиональной деятельностью.
- Какие самые главные уроки МИЭФ?
Когда я только поступила в университет, я боялась, что мне будет не так интересно среди людей, которые обучаются на одной и той же специальности. В школе меня окружали абсолютно разные люди: кто-то любил литературу, кому-то была интересна биология, кто-то - математик до мозга костей, кто-то рисовал. Я думала, что мне будет не хватать этого разнообразия. Но МИЭФ помог понять, что, на первый взгляд, похожие друг на друга люди, на самом деле очень разные и интересные.
Еще меня МИЭФ научил тому, что обучение - это взаимная ответственность студента и преподавателя. Вроде кажется очевидным, но в школе я об этом мало задумывалась.
И последнее: университет научил меня академической самостоятельности. Для меня она заключается в том, что, когда ты не можешь увидеть красоту и изящность предмета чужими глазами, важно уметь самому понять, почему это может быть интересно. Ведь преподаватели не должны преподносить все на блюдечке с золотой каемочкой.
Вячеслав Бучков
Также лауреатом конкурса по финансам для студентов магистратуры и выпускников стал выпускник МИЭФ и лауреат конкурса НИРС 2022 года Вячеслав Бучков. Научный руководитель - Пифтанкин Геннадий Николаевич, Сбер.
- Вячеслав, что стало темой вашей работы?
Идея для работы очень долгое время «варилась» у меня в голове. Так как моей целью обучения на ФКН после МИЭФ был поиск новых подходов к финансовым рынкам с помощью статистического обучения, работа стала результатам как раз такого совмещения — знания о деривативах на основе отличных предметов МИЭФ и глубокого понимания нейронных сетей на основе магистратуры «Машинное обучение и высоконагруженные системы». Однако вдохновили на данную работу меня известные статьи квантов из Deutsche Bank, а также профессора ETH Zürich J. Techmann.
- Можете пояснить суть исследования?
Суть работы довольна проста. Когда банки котируют своим клиентам сложные производные инструменты, они решают самую главную задачу — как снять с себя часть рисков (понимая, какие именно риски они оставляют на себе), при этом зарабатывая комиссию. Это можно достигнуть операциями с базовым активом, на который данный сложный инструмент выписан. Однако если в простых случаях стратегия данных операций известна в явном виде, то на реальном рынке с транзакционными издержками, дискретной торговлей и, самое главное, более сложными метриками риска, чем просто волатильность, решить такое уравнение точно невозможно — нужно уметь его приближать математическими методами, что данная работа и показывает.
- Невозможно не отметить, что Вы увлечены статистикой и эконометрикой. Расскажите поподробнее о предметах и преподавателях, которые оказали на Вас влияние в плане профессионального становления.
В первую очередь, хотелось бы отметить, конечно же, Анатолия Абрамовича Пересецкого, Олега Олеговича Замкова и Михаила Валентиновича Житлухина. Статистика и эконометрика были и остаются моим самым главным увлечением — в основном, это заслуга данных преподавателей. Они показали мне, каким образом можно транслировать данные в статистически значимые решения, - особенно в сфере финансов, где устойчивость решения и глубокое понимания работы любого алгоритма максимально важны из-за крайне маленького отношения сигнала к шуму в данных.
Отдельно хотелось бы отметить моего научного руководителя по бакалаврскому диплому, также включавшему в себя работу со сложными инструментами, Веронику Чистотинову. Именно в процессе частых обсуждений бакалаврского диплома я увлекся сферой деривативов, узнав, как корректно применять алгоритмы к реальному банковскому миру, а также как учитывать большую часть расхождений теории с практикой в моделировании.
- Рассматриваете ли Вы для себя научную карьеру?
На мой взгляд, чем дальше развиваются финансовые институты, тем больше среди клиентов возрастает востребованность научного подхода к инвестициям. Именно поэтому я считаю, что современный специалист в финансовой сфере так или иначе становится все ближе к научным исследованиям. Не знаю, как сложится моя карьера, но я очень надеюсь, что моя страсть к исследованиям финансовых рынков с помощью статистических подходов будет только возрастать. И это сделает любую мою деятельность так или иначе научной.
-Вы окончили МИЭФ уже три года назад. Оглядываясь назад, сформулируйте, чему Вас научил МИЭФ?
С моей точки зрения, главный навык, который получает любой выпускник МИЭФа — это умение совмещать «несовмещаемое». Именно это начинает выходить на первые места в навыках, которые ищут работодатели и которые отличают хороших специалистов от выдающихся. Несмотря на то, что выпускники МИЭФ очень глубоко знают многие необходимые индустрии сферы, именно кругозор и насмотренность — это то, что помогает нам не просто справляться с часто меняющимися трендами индустрии, но и зачастую находится на их острие.