• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международный институт экономики и финансов

Шестая международная конференция МИЭФ по прикладной экономике

25-26 октября 2024 года в Высшей школе экономики в Москве прошла Шестая международная конференция МИЭФ по прикладной экономике. Конференция, прошедшая в формате живого диалога с участием ученых из ведущих российских и зарубежных университетов, стала площадкой для обмена идеями и развития международного сотрудничества.

Участники Шестой международной конференции МИЭФ по прикладной экономике 25 октября 2024 г.

Участники Шестой международной конференции МИЭФ по прикладной экономике 25 октября 2024 г.
© МИЭФ

Ученые представили результаты своих недавних исследований и подробно прокомментировали работы друг друга. С докладами выступили Серхио Хара Диас (Чилийский университет), Шихэ Фу (Уханьский университет), Александр Тарасов (ФЭН, НИУ ВШЭ), Ольга Розанова (РАНХИГС и МИЭФ НИУ ВШЭ), Давиде Чанчарузо (РЭШ), Гочан Чжао (Юго-Западный финансово-экономический университет (SWUFE)), Анна Юрко (МИЭФ НИУ ВШЭ), Вэй Сяо (Юго-Западный финансово-экономический университет (SWUFE)). Помимо роли докладчиков, ученые выступили в качестве дискуссантов. Такой формат работы позволил сделать значимые выводы и обозначить перспективные направления дальнейших исследований. 

В состав организационного комитета конференции вошли Фабиан Слонимчик (председатель, МИЭФ НИУ ВШЭ), Максим Никитин (МИЭФ НИУ ВШЭ), Маркус Гебауэр (МИЭФ НИУ ВШЭ) и Андрей Дементьев (НИУ ВШЭ).

Председатель оргкомитета конференции Фабиан Слонимчик (МИЭФ НИУ ВШЭ)

Председатель оргкомитета конференции Фабиан Слонимчик (МИЭФ НИУ ВШЭ)

  • Как возникла идея проведения Конференции МИЭФ по прикладной экономике? Какие научные области являются для нее ключевыми? Кто ее участники?

Идея проведения конференции по прикладной экономике возникла в 2017 году. МИЭФ в тот год исполнялось 20 лет, и мы подумали, что наилучшим способом отпраздновать это событие было бы организовать совершенно новую площадку, которая стала бы продолжением ошеломительного успеха еще одной конференции МИЭФ – ежегодной Московской международной конференции по финансовой экономике. Идея новой площадки заключалась в создании более камерного места встречи, где международные специалисты в области прикладной экономики могли бы в узком кругу в формате семинара представить свои исследования. В отличие от масштабных конференций, где докладчикам отводится не более 20 минут и параллельно идут сразу несколько секций, на нашей конференции каждому докладу отводится целый час. Более того, каждому докладчику назначается дискуссант, который, ознакомившись с работой, представляет подробные замечания и рекомендации по ней. Очень важно, чтобы участники были на конференции с начала и до конца. Таким образом, к моменту ее завершения они, знавшие о работе друг друга только в общих чертах, оказываются в курсе всех текущих проектов.

  • Насколько широка география участников в этом году?

За годы существования конференции здесь в Москве на ней выступили ученые буквально со всего мира. В этом году в числе спикеров три уважаемых коллеги из лучших университетов Китая, а также известный эксперт в области экономики транспорта из Чили.

  • Не могли бы Вы поподробнее рассказать о докладчиках и темах, с которыми они выступали? Были ли какие-то изменения в структуре конференции и чем 6-я отличается от всех предыдущих?

Конференция этого года была особенной, и вот почему. Впервые мы сделали ее двухдневной, посвятив первый день секции по экономике городов и транспорта, ответственным за подготовку программы которой был мой коллега Андрей Дементьев. Я не являюсь экспертом в данной области, но должен сказать, что мне были интересны все исследования, представленные по этой теме. Всех их объединяет одна важная черта – попытка ввести фактор транспортных и временных затрат в экономические модели в целях повышения эффективности анализа данных. Например, объектом исследования профессора Хара Диаса является пригородное транспортное сообщение и то, как время, проводимое в поездках на работу, выступает фактором, способным изменить традиционную модель баланса трудовых ресурсов, что ученый и показал на примере данных по «использованию времени» в Чили. В исследовании профессора Шихэ Фу рассматривается влияние транспортных расходов на потребительский спрос жителей различных частей мегаполиса – центра и пригородов – на основе данных, полученных от местного поставщика платежных услуг.

Основная часть докладов, а они имели различную тематику, пришлась на второй день конференции. Не могу не отметить здесь исследование нашего коллеги из РЭШ Давиде Чанчарузо, в котором он и его соавторы приводят доказательства неожиданно негативных последствий введения в лечебных учреждениях США обязательного обследования пациентов при выписке. Представлены веские основания полагать, что введение такой безобидной на первый взгляд процедуры на самом деле стало причиной ощутимого роста смертности в результате перераспределения ресурсов, необходимых для оказания врачебной помощи при спасении жизни, в пользу маркетинга и клиентоориентированности. Я, в свою очередь, представил свою новую работу, в которой на основе больших языковых моделей я даю количественное выражение тональностям рекомендательных писем из вузов и показываю связь их содержания с результатами трудоустройства соискателей. Завершающим стал доклад из Шанхая! Профессор Вэй Сяо в онлайн формате представил замечательное исследование, в котором он анализирует ряд стратегий для сдерживания роста городов в Китае, что ранее использовалось как инструмент стимулирования развития страны.

Член оргкомитета конференции Андрей Дементьев (НИУ ВШЭ)

Член оргкомитета конференции Андрей Дементьев (НИУ ВШЭ)

Главным итогом первого дня конференции стало то, что различные методологические подходы вызвали настоящую дискуссию на предмет оптимального распределения экономических ресурсов во времени и пространстве. За последние двадцать лет интерес ученых из разных областей к вопросам применения экономического знания в урбанистике и сфере транспорта значительно вырос. И если раньше данная сфера традиционно считалась исследовательским полем инженеров-строителей, то сейчас активный вклад в ее развитие вносят и экономисты-теоретики, и экономисты-практики.

Надо сказать, что исследовательская повестка рассматриваемой области в многом диктуется Международной ассоциацией экономики транспорта (ITEA). В связи с этим мы пригласили на конференцию профессора Хара Диаса, который ранее был председателем ее исполнительного комитета. Отмечу, что нынешний председатель научного комитета ITEA – профессор Ян Брюкнер – выступил соавтором Вэя Сяо в исследовании урбанистической повестки государств, результаты которого мы заслушали на втором дне.

В первый день на специальной секции семинара профессор Хара Диас и профессор Шихэ Фу познакомили нас с дополнениями к своим исследованиям, представленным на Летней конференции ITEA. На ней также выступали А. Дементьев и О. Розанова. Они представили первичные результаты анализа моделей смешанного сообщения с привлечением общественного транспорта. Продолжением темы транспорта стал доклад А. Тарасова о пространственной конкуренции в сегменте пригородного транспортного сообщения – еще один взгляд на то, как транспорт влияет на стратегии ценообразования асимметричных сетей.

Программа конференции