Скрыть
Раскрыть
26 апреля 2017
Мифы о МИЭФ
Сергей Яковлев, директор Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ, приехал на Всерос по экономике, чтобы встретиться с олимпиадниками. Он провел для них презентацию о МИЭФ — рассказал о плюсах обучения, системе оплаты и возможностях после университета. Мы поговорили с Сергеем Михайловичем об успехах выпускников, мифах про МИЭФ, идеальных студентах и минусах системы образования в России.


Мы встречались год назад, когда вы давали своё первое интервью медиацентру. Что нового в МИЭФ в этом учебном году?

Первое, о чем хотелось бы сказать, — наша бакалаврская программа теперь будет более доступна для сильных абитуриентов из всех регионов России вне зависимости от доходов их семей. Банк ВТБ24 учредил стипендии десяти лучшим студентам, которые поступят на 1 курс МИЭФ в 2017 году. В первую очередь на данную стипендию смогут претендовать победители и призёры Всероссийской олимпиады по экономике. На практике это будет означать, что теперь олимпиадники будут не только обучаться в МИЭФ бесплатно, но и получат стипендию на весь период обучения в размере 120 000 рублей в год.

Есть ли какие-то новые данные о выпускниках?

Программа реализуется успешно: последний выпуск, церемония которого состоялась в Посольстве Великобритании в сентябре 2016 года, это как раз подтверждает. По итогам экзаменов четвертого курса 49 выпускников бакалавриата МИЭФ (или 32%) получили Дипломы I степени отличия Лондонского университета, что является наивысшим достижением за историю МИЭФ. В мире такие дипломы обычно получают 4-5% лучших выпускников.

Примечателен первый выпуск специализации «Математика и экономика», открытой по инициативе студентов — победителей и призёров экономических и математических олимпиад. Из семнадцати выпускников данной специализации одиннадцать получили дипломы первой степени отличия Лондонского университета. Первый выпуск также прошёл и по специализации «Бухгалтерский учет и финансы».

Как ребята планируют продолжать учёбу?

Если говорить о карьерных путях выпускников, то около 45% начали профессиональную карьеру, а остальные продолжили обучение, причем около 33% были приняты в зарубежные университеты — это больше, чем со всех остальных бакалаврских программ по экономике НИУ ВШЭ вместе взятых.

Интересно, что в прошлом году пять человек сразу поехали на программы PhD, и в этом году пять выпускников 2017 года уже приняты на такие программы. При этом каждый выпускник получил от трёх до шести приглашений на программы PhD от таких университетов, как Columbia University, University of Pittsburgh, University of Pennsylvania, University of California, Boston University и др. В 2016 году Владимир Мухарлямов, один из победителей олимпиады и выпускник МИЭФ, получил докторскую степень по экономике (PhD in Economics) в Гарвардском университете и занял позицию профессора финансов в университете Джорджтауна. Что касается магистратуры, в последние годы выпускники традиционно получают офферы на обучение от таких университетов как LSE, University of Oxford, London Business School, HEC Paris, St. Gallen, Columbia University, Harvard University, Princeton University, Сhicago University.

В чём заключается программа ICEF Academia?

Она была открыта не так давно и стала популярной среди студентов МИЭФ. Цель – подготовить студентов к исследовательской карьере и поступлению на лучшие в мире программы PhD. Средний балл ЕГЭ участников программы – 92. Ребята слушают профессиональные курсы, развивающие у них навыки самостоятельного проведения исследований, а также участвуют в специальных исследовательских семинарах под руководством преподавателей со степенью PhD. Со студентами программы индивидуально работают преподаватели-исследователи МИЭФ Удара Пейрис (PhD: University of Oxford), Алексей Булатов (PhD: University of California, Berkeley), Эмилиано Катонини (PhD: Bocconi University), Дмитрий Макаров (PhD: London Business School), Алексей Белянин (PhD: University of Manchester) и другие. Программа создана по инициативе самих международных преподавателей, и подобной нет ни на одном экономическом факультете России.

МИЭФ был признан самым дорогим факультетом в России и во многом из-за этого существует мнение, что на МИЭФ учатся одни «мажоры». Это правда?

Это, действительно, миф. У нас дифференцированная система оплаты: победители Всероса по экономике учатся бесплатно, и за все время у нас отучилось больше пятидесяти таких ребят. С этого года призеры Всероса тоже будут учиться у нас бесплатно.

Потом есть скидки на обучение 50%, 75%. В итоге получается значительно ниже, чем на ряде других факультетов. Важно, что уровень оплаты зависит от самого человека: на первом курсе — от вступительных экзаменов, дальше — от места студента в рейтинге. К нам поступают люди, которые будут платить за образование, но у них есть мотивация хорошо учиться, для того чтобы платить меньше. Эта система отражает мировой опыт, с понижением уровня оплаты для лучших студентов, а также возможностью получения грантов в зарубежных университетах.

Сказать, что здесь учатся мажоры, будет неправильно. Как говорил один наш выпускник, «МИЭФ — это то место, где из мажора делают ботаника». Ну а что такое мажор вообще? Это не только человек из богатой семьи, который не имеет проблем с финансированием своего обучения, здесь есть и негативная коннотация — мажор равнодушен к учебе. Вот этого совсем нет, потому что перед международными внешними экзаменами все равны.

Наш ректор Ярослав Кузьминов на Дне открытых дверей однажды сказал, что в МИЭФ здоровая атмосфера: докажи, что ты достоин, сделай себя сам, учись хорошо. Знаете, что отвечают студенты в спорах про мажоров? «Иди, поучись на программе двух дипломов, и тогда поймешь, что такое быть мажором здесь».

Где сложнее учиться, на ваш взгляд: на программе «Совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ» или в МИЭФ?

Обе программы — и совбак, и МИЭФ — очень сильные. Это как сравнивать, например, Йельский университет с Бостонским университетом или MIT. Могу сказать про МИЭФ: наша программа в большей мере профессионально ориентирована, наряду с другими фундаментальными системами образования здесь больше прикладных предметов. Это, кстати, одна из причин, почему ребята из совбака, которые решили идти в бизнес и не только, ходят слушать наши прикладные курсы.

Где сложнее и интереснее учиться? Это вопрос, отдельный для каждого человека. И на совбаке, и у нас человеку дается возможность самореализации, но, по моему мнению, самореализация в международном формате больше возможна в МИЭФ, потому что у нас очень богатая сеть зарубежных преподавателей. И, кстати, богатая сеть выпускников обоих университетов, а ведь они практически выпускники в квадрате. Не стоит забывать, что второй диплом играет очень важную роль.

Какие международные возможности есть у студентов?

Наши студенты становятся выпускниками сразу двух университетов — Лондонского университета и Вышки. Наша цель — создать конкурентоспособную программу здесь, в Москве, чтобы студент, закончив ее, был глобально востребован или на рынке труда, или на рынке образования. Сейчас как раз период, когда выпускники получают предложения продолжить учебу в магистратуре или получить степень PhD, а кто-то идет работать. Недавно слышал, сидит у нас на факультете парень и говорит: «Вот не знаю: мне дальше в Барселону ехать или в Нью-Йорк?».

По степени интернационализации кампус МИЭФ один из лучших не только в России, но и в Европе. Есть такое выражение — internationalization at home. Всегда была популярна идея посылать человека за рубеж — там он обогащает свой социальный опыт, приобретает лучшие знания и навыки. Но, к сожалению, всех нельзя отправить на стажировки, следовательно эффективность будет не 100%.

Понимая это, мы в МИЭФ сделали так, чтобы каждый студент, даже не уезжая за рубеж, имел сопоставимые с иностранными университетами возможности. Мы создали в Москве «зарубежный» кампус и воссоздали все условия для тех, кто не уезжает. Наши преподаватели отобраны международным академическим комитетом и имеют подтвержденные квалификации международного уровня — это значит, что они носители современных знаний. Занятия идут на английском языке, поэтому учебники и вся литература сопоставимы с теми, по которым преподают в LSE и в других ведущих университетах. Методы обучения, ресурсы двух университетов, форматы экзаменов готовят ребят для учебы в любом зарубежном университете.

Более 30% наши выпускников, продолжающих обучение за рубежом, поступают в топ-50 университетов по рейтингу QS, а около 25 выпускников бакалавриата были приняты на программы PhD в ведущие западные университеты. Это, несомненно, говорит об уровне образования в МИЭФ.

Какими качествами должен обладать идеальный студент Вышки и, в частности, МИЭФ?

Ну, идеальных студентов не бывает. Я вспоминаю один из первых годов работы МИЭФ, когда мы боялись, что делаем что-то не так, и все время опрашивали студентов. В ответе на вопрос «В чем главная сложность учебы на МИЭФ?» сильный студент первого курса написал «Учиться и еще жить». Вот вам ответ про идеального студента. Наши обычные студенты — целеустремленные, обладают интеллектом, мотивированы работать в очень напряженном режиме, не неделю перед экзаменами, а все время, помимо активной работы они также активно чем-то занимаются вне учебы. МИЭФовцы четыре раза выигрывали спартакиаду, есть свои вне учебные организации, такие как ICEF Crew. А вот ICEF Outreach - отличный ответ на вопрос о мажорах, ведь эту сеть помощи детским домам создали люди из обеспеченных семей. В МИЭФ зародились Case Club и студенческий финансовый клуб Keystone. Понимаете, студент МИЭФ — это студент активный, очень работающий.

Кроме того, из общения с выпускниками я понял, в чем сила программы МИЭФ. Да, она очень напряженная и, конечно, когда вы находитесь в России, а обучение идет на английском — это сложно. Но это готовит к напряженному ритму работы в компании, и наши студенты выходят на рынок готовыми к жизни. В бизнесе нет пересдач, как на экзаменах, там все с первого раза. Еще студент должен уметь использовать сеть выпускников, сеть контактов.

А каким вы сам были студентом в свое время?

Я, наверное, не был идеальным студентом — занимался перед экзаменами, но готовиться начинал за несколько дней. Сейчас, чтобы достойно овладеть профессией, этого не достаточно. Я проводил много времени в университете, и в целом для меня университет был в радость. Я приходил туда, общался с людьми, у нас были разные, как сейчас говорят, инициативы: и спорт, и всякие общественно полезные дела. Кстати, я считаю, что идеальный студент тоже должен много времени проводить в университете, а для этого нужны хорошие условия: чтобы было где сидеть, заниматься, отдыхать, чтобы была возможность пойти в спортзал. В Вышке это пока только формируется.

Какие явные минусы вы видите в нашей системе образования, что нужно исправлять?

Нужно, конечно, больше финансирования, сейчас это одна из самых острых проблем. Стали дифференцировать университеты, делить их на группы; не все должны быть лидерами — это тоже хорошая тенденция. Но все-таки должен быть какой-то уровень финансирования, который бы давал возможность российским студентам быть сопоставимыми со студентами во всем мире, также как и преподавателям ездить и изучать что-то в других университетах.

Важно, чтобы наша система образования и другие мировые системы были как сообщающиеся сосуды. К примеру, мы хотим видеть у нас иностранных студентов, но ведь во всех странах после школы сдают международные или национальные экзамены, и они принимаются везде. У нас этого нет, у нас закрытая система, нужно приехать в Россию и тут сдавать все вступительные. Но как тогда человеку из Греции, например, если он разбросал по Европе свои документы, ехать к нам? Более того, многие наши соотечественники уехали учиться в среднюю школу куда-то за границу, а сейчас хотят вернуться и получить высшее образование, потому что здесь оно дешевле. Но экзамены-то они сдавали за границей, и как им у нас поступать?

Думаю, что помимо системы сообщающихся сосудов, сопоставимость по процедурам и академическим правилам для преподавателей тоже была бы очень важна и нужна.

Ну и, конечно, исследовательский компонент, та же аспирантура и PhD. И дело тут даже не в полной сопоставимости, а в необходимости горизонтального общения.

У нас сильные, тысячелетние культурные и образовательные традиции в стране — посмотрите, какие появляются блестящие студенты! Недавно приехал наш выпускник из Йеля, другой — из Чикаго, и рассказывают, что везде есть русские, в том числе и ребята из Вышки, из МИЭФ и с других факультетов. Это носители нашей новой культуры, за границей их знают. Мы даем профессиональное обучение в области финансов по канонам английской культуры, но при этом не забываем о российских традициях широкого университетского образования. Сейчас необходимо быть гибкими и достигать сопоставимости, опираясь на наши традиции и обогащая их новыми знаниями, навыками и образовательным менеджментом.

Интервью на сайте олимпиады >>

Текст: Юлия Глозман
Фото: Валерия Савинова