• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
ФКН

«Экзамены для меня — это проверка того, насколько хорошо я справился со своей ролью преподавателя»

Иногда студенты МИЭФ возвращаются сюда уже в качестве преподавателей, как это сделал Даниил Есаулов. В его случае опыт оказался более чем успешным, ведь студенты 5 раз выбирали его в качестве лучшего преподавателя. О том, каково это — работать в родном институте, общаться с собственными бывшими преподавателями и получать вдохновение от студентов, он рассказал в интервью.


Вы окончили бакалавриат МГУ, потом поступили в магистратуру МИЭФ, защитили кандидатскую на мехмате МГУ и снова вернулись преподавать в МИЭФ. Почему путь был именно таким?

На самом деле, я не возвращался в МИЭФ, потому что я из него и не уходил. Преподавать я начал на втором курсе магистратуры, параллельно сдавал кандидатские экзамены на мехмате МГУ. Интенсивность и сложность учебы в МИЭФ, конечно, дали о себе знать: кандидатскую диссертацию я по сути начал писать уже после окончания магистратуры, поэтому получение степени заняло больше времени, чем я планировал.

Что касается выбора, то с мехматом все просто: еще со школы я очень любил математику, а конкурентов по этому направлению у МГУ в то время, можно сказать, не было. Но на пятом курсе, когда я уже работал несколько месяцев в страховой компании, я понял, что мне не хватает хорошей экономической подготовки. Так я задумался о магистратуре. Выбор был между МИЭФ и РЭШ. МИЭФ подкупил тем, что давал более прикладные знания, поэтому я пошел сюда и нисколько об этом не жалею.

Думали ли вы изначально об академической и преподавательской карьере, или это решение возникло уже во время учебы?

Мой отец утверждает, что, когда я только начинал преподавать, я был очень скептически к этому настроен и говорил, что вряд ли задержусь на этом месте. Честно говоря, я вообще этого не помню! Да и сейчас, оглядываясь назад, довольно сложно поверить в то, что такие мысли вообще были. Но то, что я изначально о преподавательской карьере не задумывался — это точно. А как только начал преподавать — затянуло.

Поменялся ли ваш взгляд на МИЭФ, когда вы стали здесь преподавать? Что оказалось другим по сравнению со взглядом студента?

Начав преподавать я, в какой-то степени расширил для себя картину академического мира. В первую очередь, я столкнулся с типичными проблемами, о которых, будучи студентом, вообще не задумывался. Например, все студенты в группе очень разные по характеру и подготовке, а подход нужно уметь найти к каждому. Как суметь замотивировать и вовлечь в учебный процесс всех? И подобных важных для преподавателя проблем немало.

Во-вторых, я стал намного теснее общаться с администрацией МИЭФ и коллегами из учебной части. Я и раньше чувствовал их неравнодушие по отношению к студентам. В учебной части всегда очень переживают за ребят. Честно говоря, такого отношения на мехмате мне не хватало. Получив возможность посмотреть на весь образовательный процесс с другой стороны, я понял, насколько сложна его организация для такого высококлассного института, как МИЭФ. Работа преподавателей и административного офиса заслуживает уважения.

А еще я стал по-другому относиться к экзаменам. Помню, как я часто волновался и переживал перед экзаменами, когда был студентом на мехмате. В магистратуре, видимо, с опытом стал относиться к таким вещам поспокойнее, но волнение, конечно, оставалось. Когда я встал «по другую сторону баррикад», то осознал, что сильные волнения были излишними. Экзамены для меня — это не столько и не только проверка студентов, которые в МИЭФ незаурядные, сколько проверка того, насколько хорошо я справился со своей ролью преподавателя. Это возможность увидеть, что и где я, возможно, недоработал, и сделать соответствующие выводы на будущее.

Во время учебы у вас были любимые преподаватели, которые теперь стали коллегами? Каково это вообще?

Если вкратце, то это очень здорово! Из-за моего бэкграунда, наверное, не будет особо удивительным, что любимыми предметами в магистратуре у меня были математические (в том числе стохастический анализ) и предметы на стыке математики и финансов — финансовая эконометрика и финансовая экономика. Поэтому для меня очень много значила и значит возможность вести занятия в команде с моими любимыми преподавателями: Кириллом Букиным, Борисом Демешевым и Сергеем Гельманом. Конечно, моя работа ближе познакомила меня и с другими замечательными людьми, моими нынешними коллегами. И общение с ними — то, за что я очень люблю МИЭФ. Ну, конечно, помимо студентов.

Как, по-вашему, кто он — современный преподаватель вуза?

Мне кажется, что современный преподаватель — это не только профессионал, хорошо знающий и любящий свой предмет. Это еще и разносторонний, харизматичный и энергичный человек. А чтобы замотивировать своих студентов, современный преподаватель должен уметь и не бояться постоянно развиваться сам.

Выпускники МИЭФ в интервью часто упоминают вас, а студенты 5 раз выбирали лучшим преподавателем. Как вам кажется, в чем причина такого успеха? Есть ли у вас свои профессиональные приемы, которые сейчас помогают на лекциях?

Я очень благодарен студентам и выпускникам! Никакого особенного «секрета успеха» у меня нет: я просто очень люблю свою работу. И как мне кажется, очень важно, что студенты это чувствуют. Я стараюсь делать аудиторию таким местом, где ребятам хочется находиться, и они не боятся задавать вопросы, даже если сами считают их глупыми. Где они не только получают необходимые знания, но и заряжаются дружеской атмосферой. Конечно, не обходится без шуток и историй из личного опыта в тему. Но все-таки надеюсь, что это не главное, что привлекает ребят. По крайней мере, экзамены они пишут, в основном, хорошо. Наверное, основная «фишка», которая помогает на занятиях как студентам, так и мне — оставаться самим собой и почаще улыбаться.

Студенты МИЭФ — какие они?

То ли мне все время так везет со студентами, то ли МИЭФ, действительно, такое уникальное место, но это какой-то нереальной энергии ребята. И они заряжают этой энергией. Они в большинстве своем очень трудолюбивы и амбициозны. А еще наши студенты вдохновляют. Я получаю большое удовольствие от работы с ними, и, кажется, это взаимно.

Софья Урманчеева, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ